Является ли учитель государственным служащим

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?
Учитель, вообще бюджетник — это госслужащий или нет, ведь его вроде государство наняло на работу? Вопрос не праздный, не академический, потому что на госслужащих распространяют свое действие специфические правовые акты. Эти акты содержат как ограничения, так и некоторые преимущества. Госслужащему кое-что не положено. Например, далеко не всякую работу можно совмещать со своей основной деятельностью. С другой стороны, у него кое-какие гарантии есть, уровень пенсионного обеспечения повыше. Например, работникам образования, наверно, хотелось бы иметь такой же уровень пенсионного обеспечения, но вряд ли хотелось бы, подобно госслужащим, быть ограниченными в участии в бизнесе.
Все точки над "i" здесь до сих пор еще не расставлены. Ведь пока существует лишь концепция, документ, обозначающий вектор движения. Точно все будет определено в законе, хотя принципиально определение вряд ли будет сильно отличаться от нынешнего. Но для меня лично самый простой способ объяснить, чем отличается государственный служащий от прочих бюджетников, состоит в следующем: большинство бюджетников — это люди, которых мы бы сами наняли. Например, врач мне самому нужен, если бы государство ему не платило, я бы его сам нанял. А тюремного надзирателя не нанял бы, и налогового инспектора не нанял, и министра, чтобы он мной командовал, за свой счет бы не нанял. Есть деятельность как реализация государственной власти, а есть деятельность, где государство просто платит за нас. Госслужащий — это первое.

Из интервью "Стране.Ru" от 22 ноября 2001 года

«Учитель — это госслужащий или нет?»

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?
Учитель, вообще бюджетник — это госслужащий или нет, ведь его вроде государство наняло на работу? Вопрос не праздный, не академический, потому что на госслужащих распространяют свое действие специфические правовые акты. Эти акты содержат как ограничения, так и некоторые преимущества. Госслужащему кое-что не положено. Например, далеко не всякую работу можно совмещать со своей основной деятельностью. С другой стороны, у него кое-какие гарантии есть, уровень пенсионного обеспечения повыше. Например, работникам образования, наверно, хотелось бы иметь такой же уровень пенсионного обеспечения, но вряд ли хотелось бы, подобно госслужащим, быть ограниченными в участии в бизнесе.
Все точки над «i» здесь до сих пор еще не расставлены. Ведь пока существует лишь концепция, документ, обозначающий вектор движения. Точно все будет определено в законе, хотя принципиально определение вряд ли будет сильно отличаться от нынешнего. Но для меня лично самый простой способ объяснить, чем отличается государственный служащий от прочих бюджетников, состоит в следующем: большинство бюджетников — это люди, которых мы бы сами наняли. Например, врач мне самому нужен, если бы государство ему не платило, я бы его сам нанял. А тюремного надзирателя не нанял бы, и налогового инспектора не нанял, и министра, чтобы он мной командовал, за свой счет бы не нанял. Есть деятельность как реализация государственной власти, а есть деятельность, где государство просто платит за нас. Госслужащий — это первое.
Из интервью «Стране.Ru» от 22 ноября 2001 года

Читать дальше  Соразмерное уменьшение цены договора подряда

Является ли учитель госслужащим и нужно ли о его приеме сообщать в течение 10 дней бывшему работодателю?

Ответ на вопрос:

Нет, учитель госслужащим не является. Следовательно, уведомлять бывшего работодателя о заключении с ним трудового договора не требуется.

Законодательство обязывает работодателя уведомлять о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 64.1 ТК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации).

В государственных и муниципальных организациях, в том числе образовательных учреждениях, госслужба или муниципальная служба не предусмотрена.

Законодательство не требует уведомлять работодателя о приеме на работу работников государственных или муниципальных учреждений.

Таким образом, уведомлять о приеме на работу бывшего учителя не нужно.

Подробности в материалах Системы Кадры:

О системе государственной службы Российской Федерации

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
государственную службу иных видов.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Читать дальше  Статья 14 конституции рф объявляет российскую

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

  1. Правовая база: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ
  2. Правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ
    О муниципальной службе в Российской Федерации

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Похожие статьи:

Получение прокатного удостоверения на фильм, созданный в Российской Федерации или приобретенный за рубежом для проката…

КоАП РФ Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган…

Когда стоит требовать?Для каждого родителя его ребёнок – самый способный, потому у него просто не…

Президент и ректоры. Государственным университетом — Высшей школой экономики уже долгие годы управляет тройственный союз ректора…

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

номер 35, от 27 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск "Учительской газеты". Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки "от противного", те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!

Наши приложения

«Мой профсоюз», №17 от 27 апреля 2004 года

ДОЛЖЕН ЛИ УЧИТЕЛЬ БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ?

На этот вопрос уже много лет ищут ответ педагоги, управленцы, политики, депутаты, общественные деятели. Порой действительно кажется — только дай учителю такой статус, сразу все изменится в его судьбе к лучшему. Но так ли это? Учительская газета

В этом случае полезно проанализировать зарубежный опыт. Тем более, что в некоторых странах учитель входит в список тех, для кого оговорен статус государственного служащего (Германия, Греция, Испания, Португалия). Это означает, что на педагога распространяются уровень зарплаты и социальные льготы, полагающиеся госслужащим, но одновременно возлагаются и соответствующие ограничения. В том числе в области политических прав и свобод. Например, учителя, работающие в системе публичного общего и профессионального образования Германии, имеют статус двух видов:

Читать дальше  Процент от совокупного годового объема закупок

а) статус государственного служащего (чиновника);

б) статус работника государственной службы.

Учителя со статусом госслужащего (чиновника) обязаны соблюдать принцип верности и преданности по отношению к государству, не имеют права участвовать в забастовках и входят в союз немецких чиновников.

С учителями, имеющими статус работников госслужбы, заключается трудовой договор, оплата производится в соответствии с федеральным тарифом для госслужащих. Они платят все социальные взносы, могут быть уволены в соответствии с законодательством, но фактически сделать это трудно. Эти педагоги имеют право бастовать и входят в Профсоюз учителей.

В последние два года в разных организациях, но особенно в Совете Федерации РФ, активно прорабатывается идея придания учителям статуса государственных или муниципальных служащих. На первый взгляд, это предложение заманчиво: нередко руководители и специалисты органов государственной власти и местного самоуправления имеют более высокий уровень заработной платы. Да и пенсии получают значительно большие по размеру, чем работники образования и другие бюджетники.

Однако учителю, надеющемуся при изменении статуса получить все возможные преимущества, следует учитывать, что размеры должностных окладов специалистов органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных служащих устанавливаются соответственно региональными законами и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления с учетом их финансового положения и зависят от занимаемой должности. А количество специалистов той или иной категории регламентируется штатным расписанием. Поэтому вряд ли есть основания надеяться на установление значительно более высокого уровня заработной платы, чем это предусмотрено в настоящее время.

При получении статуса государственного или муниципального служащего учителя утратят право на сокращенную продолжительность рабочего времени и оплату работы сверх нормы за ставку, а также за выполнение дополнительных обязанностей. Ведь госслужащим установлена 40-часовая рабочая неделя, а работа сверх указанного времени дополнительной оплате не подлежит.

Учитель, получивший статус государственного или муниципального служащего, утрачивает право на получение досрочной трудовой пенсии независимо от возраста.

В соответствии с законодательством госслужащему запрещено совместительство, за исключением занятия оплачиваемой педагогической деятельностью в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. Государственный или муниципальный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, в том числе репетиторством.

Таким образом, учитывая низкий уровень бюджетной обеспеченности большинства субъектов РФ и муниципалитетов, состояние Пенсионного фонда РФ и вероятную утрату многих социальных льгот и гарантий, можно утверждать, что в связи с присвоением статуса государственного служащего будут сведены к минимуму возможные преимущества учителя как такового.

Кроме того, не надо забывать и о том, что численность учителей всегда пугает представителей власти на всех уровнях. Поэтому если будет принято решение об изменении статуса и распространении льгот госслужащих на педагогов, власти, как это бывает и перед повышением зарплаты, вероятнее всего предложат сократить количество работников образования. Нынче принято взывать к уменьшению числа чиновников, а чиновники — те же госслужащие и учитель не будет отличаться от них ничем, имея новый статус.

Поэтому, видимо, целесообразней вести речь только о приравнивании учителей к государственным или муниципальным служащим по уровню оплаты труда и пенсионного обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector