Что не будет являться международным договором

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:

договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе "О международных договорах Российской Федерации" (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права — отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.

Так, при образовании единой Германии в 1990 г. ФРГ признала правопреемство по всем договорам между СССР и ГДР, которые отвечали интересам объединенной Германии и СССР. При образовании на территории Югославии ряда независимых государств новые государства признали себя правопреемниками в отношении основной массы договоров между Югославией и СССР. Это было сделано, например, при инвентаризации договорно-правовой базы российско-словенских и российско-хорватских отношений, аналогичный процесс идет в отношениях России с Боснией и Македонией. Иначе обстоит дело с Гонконгом, перешедшим с 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР: поскольку Гонконг был колониальным владением Великобритании, все договоры, заключенные ею в отношении этой территории, утратили силу.

Понятие "правопреемник" в отношении России после распада СССР не вписывалось в систему международных правоотношений, которые затрагивали важнейшие проблемы, в том числе проблемы безопасности и сокращения вооружений. Правопреемство не решило бы вопрос об участии России в ООН, в частности, в Совете Безопасности в качестве постоянного члена, т.к. правопреемство не распространяется на членство в международных организациях. 13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Закон о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется путем подписания. Это объясняется тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев подписанные Россией договоры предусматривают вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится на одобрение Правительства. Утверждение договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся в российской практике утверждение договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.

Читать дальше  Согласие родителей на перевод в другую группу

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон делает из этого исключение для предложений о заключении межгосударственных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания партнеров по переговорам, Закон допускает представление предложений о заключении таких договоров Правительству.

Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом — в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством — в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Закон допускает два исключения: во-первых, Президент вправе принимать решения о проведении переговоров и о подписании договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью; во-вторых Президентом принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, если договор затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Президента. Эти исключения обусловлены тем, что Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Следует однако подчеркнуть, что в данном случае речь идет об отсутствии необходимости предъявлять специальный документ, подтверждающий право данного лица вести переговоры и подписывать договорные акты. При этом остаются в силе требования Закона, касающиеся принятия решений о проведении переговоров и подписания международных договоров России.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации. Если договор применяется временно, это указывается в тексте самого договора. В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России. Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике "Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН". Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Самым важным элементом в международных договорных отношениях является выполнение договоров. "Международные договоры Российской Федерации, — говорится в Законе, — подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации" (ст. 31). На первом месте здесь стоят положения самого договора, т.к. обязательства по такому документу конкретизируются его участниками. Должны также приниматься во внимание другие имеющие отношение к договору нормы международного права. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.

Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД. В случае нарушения обязательств по договору другими его участниками Президенту или в Правительство России (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся регулируемые договором вопросы) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями договора.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.

Согласно Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для России. В этом смысле принципиально неправильно использование в договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами международного права в отличие от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Исключением из этого правила является положение о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение о прекращении или приостановлении действия международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством.

В случаях, требующих принятия безотлагательных мер, Президент, играя особую роль в осуществлении руководства внешней политикой страны, может приостановить действие международного договора, решение на обязательность которого для России принималось в форме федерального закона. Это может быть сделано в форме федерального закона. Если Государственная Дума отклоняет проект такого закона, действие договора незамедлительно возобновляется.

В Законе особо оговаривается порядок принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Россия является продолжателем СССР. Такие решения органы власти России принимают в соответствии с их компетенцией, которая может не совпадать с компетенцией государственных органов бывшего СССР. При этом прекращение или приостановление действия договора между Россией и какой-либо страной не предрешает вопроса о сохранении в силе соответствующего договора между этой страной и другими государствами-бывшими республиками СССР.

Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.

Читать дальше  Приказ мвд 989 о ведомственных знаках отличия

Международный договор — официальное соглашение, заключенное в письменной форме, устанавливающее обязательства между двумя или более субъектами международного права (в первую очередь государствами и международными организациями). Положения, касающиеся договоров между государствами, содержатся в Венской конвенции о праве международных договоров (1969), а между государствами и международными организациями в Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986).

Термин международный договор используется как обобщающее наименование различных инструментов, в том числе конвенций, деклараций, соглашений, протоколов, пактов, уставов и актов. Тем не менее, в строгом смысле данного слова многие такие документы не являются международными договорами. Основной отличительной особенностью договора является то, что он имеет обязательный характер. Например, Устав Организация Объединенных Наций (ООН) (1945) налагает на государства юридические обязательства и, таким образом, представляет собой международный договор, а Парижская хартия (1990), принятая на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, как таковая не является обязывающим документом и, следовательно, официально не является международным договором. Предполагается, что международные договоры будут исполняться в духе доброй воли в соответствии с принципом pacta sunt servanda (лат. договоры должны соблюдаться) – возможно, самым старым принципом международного права. Без этого принципа, который прямо упоминается во многих соглашениях, договоры не имели бы обязательной силы, а их исполнимость была бы непредсказуемой.

Международные договоры, как правило, принимаются в результате переговоров между представителями государственной власти соответствующих стран, обладающих необходимыми «полномочиями» заключать договоры. Полномочие – это документ компетентного государственного органа, наделяющий одно или несколько лиц правом согласования, заключения и подписания договора от имени государства. Подписи представителя той или иной страны часто бывает достаточно для выражения согласия на обязательность договора особенно в случае двусторонних договоров. Однако, многосторонние договоры после подписания, как правило, подлежат официальной ратификации со стороны правительства государств. Помимо такого положения, документ не становится официально обязательным, пока не был произведен обмен ратификационными грамотами. Многосторонние договоры являются обязательными только для государств, являющихся их участниками, и вступают в действие после того, как установленное число ратификационных грамот было передано на хранение в депозитарий. В качестве депозитария международного договора, как правило, выступает либо государство, либо международная организация, назначенные договаривающимися сторонами в качестве хранителя подлинника договора и документов о ратификации. По истечении времени, установленного для подписания договора, государства могут стать его участниками посредством процесса, известного как присоединение.

В 20-м веке значительно увеличилось количество многосторонних международных договоров (например, Версальский договор 1919 или Устав ООН 1945). Они оказались эффективным способом устанавливать новые нормы международного права, особенно при необходимости быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства либо урегулирования определенных вопросов. Примером первого типа договоров является Конвенция по морскому праву, которая был подписана в 1982 году и вступила в действие через 12 лет в 1994 году. Этот всеобъемлющий договор, разработка которого длилась более десяти лет интенсивных переговоры, определяет правовой статус морских пространств и международного района морского дна. Примером второго типа договоров может служить ряд природоохранных договоров, таких как Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979) и Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и дополнительные протоколы к ним, а также Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии, которые были приняты в 1992 году. Кроме того, существенно поднялся уровень защиты прав человека после принятия ряда международных конвенций и региональных соглашений, включая Конвенцию о предотвращении и наказании преступления геноцида (1948), Европейскую конвенцию о правах человека (1950), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Межамериканскую конвенцию по правам человека (1969).

Международным договорам не требуется придерживаться какой-либо специальной формы. Договоры часто составляются в форме соглашения, но они также могут представлять собой совместную декларация или обмен нотами (как договор Раша-Бэгота 1817 года между США и Великобританией о демилитаризации района Великих озер). Однако, важные международные договоры, как правило, придерживаются определенной схемы. В водной части договора – преамбуле излагаются исходные предпосылки, мотивы и общие цели, послужившие поводом для его создания. Главная часть договора обычно начинается с общих положений, определения терминов и сферы применения; в ней содержатся объект и предмет договора, указываются права и обязанности участников, инструменты и условия для исполнения взятых сторонами обязательств. Если договор заключается на конкретный срок, указывается период его действия и порядок продления; если договор бессрочный, может быть включено положение, позволяющее любой из сторон его «денонсировать» (то есть, подать уведомление о прекращении действия). Договоры могут содержать разрешение или запрет оговорок, посредством которых отдельные государства могут исключать или изменять юридическое действие договора применительно к себе. Далее следуют статьи, устанавливающие порядок ратификации данного договора, время и место обмена ратификационными грамотами. Договор, как правило, заканчивается пунктом: «в удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные представители, подписали настоящий договор», ниже которого ставятся подписи, указывается место и дата подписания.

Специалисты по международному праву ведут классификацию международных договоров по нескольким принципам. По числу участников договоры различаются на двусторонние и многосторонние. Различаются договоры, представляющие собой определенную сделку (например, уступка территории), и договоры, устанавливающие общее нормы поведения (например, «отказ от войны»). Международные договоры также классифицируются по объекту регулирования:

  1. политические договоры, в том числе мирные договоры, договоры о дружественных отношениях, о территориальных уступках и договоры в области разоружения;
  2. экономические договоры, в том числе договоры о тарифах, консульские договоры, соглашения в области морского торгового судоходства и рыбного промысла;
  3. конституционные и административные договоры, такие как конвенции о создании и регулирования деятельности международных союзов, организаций и специализированных органов;
  4. договоры, касающиеся уголовного правосудия, такие, как договоры, определяющие международные преступления и порядок экстрадиции;
  5. договоры, касающиеся гражданского правосудия, такие как конвенции по защите прав человека, товарных знаков и авторских прав, а также договору о признании и исполнении решений иностранных судов;
  6. договоры кодификации международного права, такие как процедуры мирного урегулирования международных споров, правила ведения войны, а также договоры, определяющие права и обязанности государств.

На практике часто бывает затруднительно установить соответствии конкретного договора одному из этих классов, а юридическое значение таких различий минимально.

Прекращение международного договора или приостановление его действия может осуществляться в соответствии с положениями договора (при наличии таковых) или с согласия всех его участников. В случае существенного нарушения – то есть недопустимом отказе от договора или нарушение какого-либо положения, необходимого для реализации целей данного договора, одной стороной двустороннего договора другая сторона имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия. Многосторонние международные договоры могут быть прекращены или приостановлены по единогласному решению всех участников. Участник, особо пострадавший в результате нарушения многостороннего договора, может приостановить действие договора в отношениях между ним и нарушившим договор государством. В том случае, когда нарушение одной из сторон коренным образом меняет положение каждого участника, другие стороны могут приостановить действие договора в целом или в части.

Комментарий к статье 24
Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать внешнеторговые вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время специфика отношений, регулируемых комментируемым Законом, обусловливает тесную взаимосвязь его норм с международно — правовой регламентацией правил защиты экономических интересов государства (или союза государств) при осуществлении внешней торговли товарами. Если государство при решении внешнеторговых вопросов не принимает во внимание интересы других стран или ведет внешнеторговую политику, наносящую им ущерб, могут возникать конфликты, осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом.
Развитие внешнеторгового оборота предопределило необходимость проведения работ по унификации внешнеторгового законодательства, предполагающей координацию основных направлений внешнеторговой политики и соответствующих нормативных правовых актов различных государств, содействие сближению национальных норм.
Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 (п. 4) Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Определение термина "международный договор Российской Федерации" содержится в Федеральном законе от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласно ст. 2 (п. "а") этого Закона данный термин означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры Российской Федерации подразделяются на несколько категорий:
— международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
— межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ;
— договоры межведомственного характера, заключаемые федеральными органами исполнительной власти.
Эти различия международных договоров в определенной мере условны, поскольку в равной мере договоры, заключаемые от имени правительства, тем не менее, создают международные обязательства для государства, а не для правительства. Подобная классификация может иметь значение лишь в плане разграничения компетенции органов, уполномоченных вступать в договорные отношения с иностранными государствами и другими участниками международного общения. Важно, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы наименования и содержания не являются международными договорами. Данное правило закреплено в ст. 7 Федерального закона от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".
Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед законами Российской Федерации в том случае, если они содержат иные правила поведения. Таким образом, в случае обнаружившегося несоответствия или противоречия между комментируемым Законом и международным договором уполномоченные органы должны применять правила международного договора. При этом следует помнить, что международные договоры Российской Федерации порождают, прежде всего, обязанность уполномоченных государственных органов договаривающихся стран следовать их предписаниям. У основной категории заинтересованных лиц (импортеры, экспортеры, производители товаров) возникает лишь право воспользоваться предоставленной возможностью по использованию более благоприятных для них положений таких договоров.
В настоящее время прямое и косвенное отношение к комментируемому Закону имеют следующие международные договоры:
— Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии, с одной стороны, и Правительством Российской Федерации, с другой стороны (Брюссель, 17 июля 1995 года);
— Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами — членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 года);
— Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт (Москва, 15 апреля 1994 года);
— Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 года);
— Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 года);
— Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (Москва, 12 мая 1994 года);
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о торговле и экономическом сотрудничестве (Осло, 26 марта 1996 года).
Как правило, они не вносят каких-либо существенных изменений в порядок применения положений комментируемого Закона. В этой связи показательна ст. 13 (п. 1) Соглашения о создании зоны свободной торговли. В ней закреплено: "Ничто в настоящем Соглашении не препятствует любой Договаривающейся Стороне после проведения соответствующего расследования применять специальные торговые меры в отношении импорта товаров, происходящих с территорий других Договаривающихся Сторон, в случае, если этот импорт осуществляется в таких количествах и при таких условиях, которые наносят ущерб Договаривающейся Стороне или создают неотвратимую угрозу ущерба, а также в связи с демпинговым или субсидируемым импортом, который наносит ущерб Договаривающейся Стороне или создает неотвратимую угрозу ущерба" . Таким образом, Соглашением о создании зоны свободной торговли не установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены комментируемым Законом. Соответственно, его положения подлежат применению без изъятий.
———————————
Бюллетень международных договоров. 1994. N 9. С. 10.
В части иных правил интересна норма ст. 10 Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией. В этой статье предусмотрено, что если одна из договаривающихся сторон установит, что хозяйствующий субъект другой договаривающейся стороны допускает демпинг, как он определен в ст. VI ГАТТ, она может принять надлежащие меры против такой практики в соответствии с положениями ГАТТ. Россия в настоящее время не является участницей Всемирной торговой организации и, соответственно, ГАТТ 1994 года. Однако она взяла на себя обязательства придерживаться правил ГАТТ. К ним относится и Антидемпинговый кодекс 1994 года, а в нем как раз и содержатся иные правила, чем те, которые предусмотрены комментируемым Законом. Примером тому положения ст. 9 (п. 3.2) об оценке антидемпинговой пошлины на перспективной основе, ст. 9 (п. 5) об определении индивидуальных величин демпинговой маржи для экспортеров или производителей, которые не экспортировали товар в период проведения антидемпингового расследования, и т.д. Ничего подобного в комментируемом Законе нет. Однако если в отношении поставок какого-либо товара из Швейцарской Конфедерации в России будут инициированы антидемпинговые процедуры, то они должны проводиться в соответствии с требованиями Антидемпингового кодекса 1994 года. Интересно также, что в Швейцарии, несмотря на членство во Всемирной торговой организации, нет национального антидемпингового законодательства и до сих пор еще не было принято ни одного решения по антидемпингу.
Со вступлением России во Всемирную торговую организацию непосредственное отношение к комментируемому Закону будут иметь следующие международные договоры:
— Соглашение об учреждении ВТО;
— ГАТТ 1994 года;
— Соглашение по защитным мерам;
— Антидемпинговый кодекс 1994 года;
— Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
— Соглашение по процедурам импортного лицензирования и т.д.
Строго говоря, международным договором является Соглашение об учреждении ВТО. Оно зарегистрировано в Секретариате ООН в соответствии со ст. 102 (п. 1) Устава Организации Объединенных Наций (Сан — Франциско, 26 июня 1945 года). Названные выше Соглашения включены в приложение N 1А к Соглашению об учреждении ВТО и имеют статус многосторонних торговых соглашений.
Следует знать, что в п. 4 ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО закреплено: "Каждый участник обеспечит соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений" . Оговорки в отношении любого положения настоящего Соглашения об учреждении ВТО не допускаются; оговорки в отношении любого из положений многосторонних торговых соглашений могут делаться только в пределах, предусмотренных в этих соглашениях.
———————————
The Results of the Uruguay round . P. 5.
Согласно ст. XII (п. 1) Соглашения об учреждении ВТО любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в этом Соглашении и многосторонних торговых соглашениях, могут присоединиться к Соглашению на условиях, согласованных между ними и Всемирной торговой организацией. Решения о присоединении принимаются Конференцией министров ВТО, которая утверждает соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов Всемирной торговой организации.
Присоединение Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО может быть произведено путем выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, на основании ст. 6 (п. 1) Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Решения о согласии принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией. В иностранных государствах и их союзах в целях выражения согласия с договоренностями, достигнутыми в ходе уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, были приняты специальные акты. Например, в Европейском союзе действует решение Совета (ЕС) от 22 декабря 1994 года N 94/800 "О заключении от имени Европейского сообщества, в пределах его компетенции, соглашений, достигнутых на уругвайском раунде многосторонних переговоров (1986 — 1994)". В трех статьях этого решения названы договоренности, которые были одобрены от имени Европейского сообщества (и тексты, которые прилагаются к этому решению).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector