Что меняется меняев уставе при реорганизации

Институтом, который следует рассмотреть как аналог реорганизации, является изменение учредительных документов.

Формально изменение учредительных документов никогда в качестве аналога реорганизации не рассматривалось. Такое изменение рассматривалось в качестве самостоятельного института, который мог быть задействован только для отражения последствий реорганизации. К примеру, п. 25 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590, содержал такое правило: “при реорганизации общества вносятся необходимые изменения в учредительные документы и реестр государственной регистрации…”.

Действующее гражданское законодательство изначально вообще мало придавало значения этому институту. Достаточно сказать, что ст. 52 ГК РФ в этой части не менялась с момента принятия: “изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений”. Обратим внимание: статья ничего не говорит о том, как, когда, в каких случаях организация вправе менять учредительные документы, в чем такие изменения могут состоять, могут ли отличаться по последствиям различные изменения и другие нюансы. Право на изменение рассматривается ГК РФ как абсолютное. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, урегулирован Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (ст. ст. 17 – 19). Однако никакой детализации ни в ГК, ни в упомянутом Законе не содержится.

Со специальными законами ситуация неоднородная. Часть Законов повторяют или часть, или все положения ГК РФ (ст. 12 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 8 Федерального закона “О кредитной кооперации”), или отражают специфику порядка изменения для отдельных видов организаций (ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, ст. 9 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Другая же часть существенно дополняет их.

Прежде всего, конечно, речь идет о положениях Федерального закона “Об акционерных обществах”. Уже ст. 12 этого Закона, повторяя часть правил ГК, вводит возможность утверждения устава в новой редакции. Но наиболее интересна для анализа ст. 75 этого Закона, которая устанавливает право предъявления акционером своих акций к выкупу при совершении акционерным обществом ряда действий. Среди таких действий помимо реорганизации и крупной сделки отдельно упоминается и внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. Как видно, в этой статье изменения в устав рассматриваются наряду с реорганизацией как разные явления. Однако важно другое – законодатель признает, что изменения изменениям рознь. Одни изменения не оказывают никакого существенного влияния на права и обязанности организации, ее членов (если речь идет о корпорации) и кредиторов, а другие, напротив, столь существенны, что могут прямо умалять права участников, что требует представления им соответствующей адекватной компенсации, каковая и предоставляется в форме права на выкуп. Интересно, что такая логика “работает” только на примере законодательства об акционерных обществах и только относительно прав участников. А вот относительно прав кредиторов ситуация принципиально иная – общего правила о соотнесении объема и содержания изменений с правами кредиторов нет. Между тем как в некоторых случаях, как было показано выше, отдельные изменения в устав, которые сопровождают некоторые организационные изменения, влекут возникновение дополнительных прав кредиторов. Речь, конечно же, идет об изменении типа государственного или муниципального учреждения. Повторимся – такое изменение не является реорганизацией, признается по существу самостоятельным феноменом, но осуществляется в оболочке внесения изменений в устав (ст. 17.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”: “при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения”).

Читать дальше  Сколько получит декретных неработающая женщина

Сам факт наличия таких законоположений, очевидно, должен вести к возможности и необходимости более детального регулирования института внесения изменений в учредительные документы, дифференциации регулирования последствий различных изменений в устав, тем более что попытки такого рода регулирования уже сделаны в ст. 12 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”. Сама модальность в части изменения устава здесь изменена: “допускается внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему при условии их соответствия настоящему Федеральному закону”.

Является ли изменение учредительных документов реорганизацией? Как уже было отмечено, законодательство рассматривает такие изменения как самостоятельный феномен. Однако на практике в форме таких изменений реализуются и другие юридические феномены.

С нашей точки зрения, изменение устава – это существенное изменение юридической личности, по аналогии с лицом физическим, – это как смена паспорта у гражданина. И она может рассматриваться в широком контексте как реорганизация.

Нужно ли присоединение ООО 1 к ООО вносить в учредительные документы ООО и регистрировать данные изменения?

Если нужно как будет звучать присоединение в уставе ООО?

При реорганизации путем присоединения Вы будете руководствоваться нижеприведенными статьями ФЗ РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также положениями ст ГК РФ .

Статья 51. Реорганизация общества

1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

3. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

4. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

5. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Статья 53. Присоединение общества

1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

2. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.

Читать дальше  Порядок получения земельного участка в аренду

3. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

4. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.

2. Гражданский кодекс:

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

См. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Статья 59. Передаточный акт и разделительный баланс

Читать дальше  Почему рса выбирает за меня страховую компанию

1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Теперь ясно, что эти изменения обзательно нужно регистрировать. Сначала то общество, которое будет присоединяться, точнее его участники принимают решение о реорганизации ООО 1 путем присоединения к ООО ". ". Далее регистрация исключения его из ЕГРЮЛ. Далее регистрация изменений к ООО, к которому ООО 1 присоединилось. В уставе может быть такая запись: Данная редакция Устава ООО "Ромашка" является редакцией общества с ограниченной отвтественностью, образованным в соответствии ГК РФ и ФЗ РФ, зарегистрированным тем- то и тогда-то(ОГРН такой-то) и являющимся правопреемником ООО 1, реорганизованным путем присоединения ООО 1 к ООО "Ромашка", исключенного из ЕГРЮЛ "___"_______ ___года.

Вопрос: Допускается ли внесение изменений в устав коммерческой организации и их регистрация в налоговом органе, если организация находится в процессе реорганизации и об этом внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц?
Ответ: Согласно ст. 60 части первой Гражданского кодекса РФ и ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Вместе с тем ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ, ни другие законодательные акты в отношении юридических лиц определенных организационно-правовых форм коммерческих организаций не содержат ограничений во внесении изменений в их уставы и их последующей регистрации в регистрирующих (налоговых) органах, если организация находится в стадии реорганизации.
Законом N 129-ФЗ не допускается государственная регистрация лишь в случае нахождения юридического лица в стадии ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Нахождение юридического лица в процессе реорганизации не включено в состав предусмотренных ст. 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
С.В.Гладилин
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.09.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector