Обслуживание контейнерных площадок для мусора

Статьи по теме

Для управляющей компании вопрос содержания контейнерной площадки для мусора очень важен, так как любые нарушения вызывают возмущение жильцов и быструю реакцию контролирующих органов. В меняющейся ситуации важно знать, кто отвечает за обустройство и содержание таких площадок, и какие требования при этом должны выполняться. В статье мы рассмотрим все наиболее важные вопросы, а также приведем ключевые руководящие документы.

В 2019 году обновились требования к содержанию и обустройству контейнерных площадок для сбора мусора на придомовой территории. Рекомендуем всем управляющим организациям провести осмотр мест накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО), чтобы самостоятельно выявить несоответствия нормам и исправить ситуацию. В статье подробнее рассмотрим обновлённые правила содержания контейнерных площадок.

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Правила того, как должны размещаться и обслуживаться мусорные контейнеры рядом с многоквартирными домами, приводятся в двух основных нормативных документах:

Скачать файлы из статьи:

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора мусора необходимо соблюдать ряд правил и норм, заложенных в СанПиН.

1. При отведении участка действия согласуются с уполномоченным архитектором, со специалистами санитарно-эпидемиологической службы и с работающей на территории управляющей организацией.

2. Число контейнеров и их объем определяются количеством проживающих в домах людей, местными условиями и нормативами накопления ТБО. По требованиям СанПиН количество емкостей на контейнерной площадке для мусора ограничивается пятью. Больше баков устанавливать нельзя, так как появляются затруднения с поддержанием необходимой гигиены на занимаемой территории.

3. Контейнеры устанавливаются на подготовленной площадке (забетонированной или заасфальтированной). К ней обеспечивается свободный подъезд автомобильного транспорта. Чтобы контейнеры легче перемещались, площадка делается под уклоном.

Смотрите запись вебинара, в котором подробно рассматриваются нововведения по обустройству контейнерных площадок:

Статья по теме

Для отделения места сбора мусора используются ограждения, бордюры и зеленые насаждения с трех сторон. Высота ограждения должна быть не менее 1 метра. Это позволяет лучше удерживать мусор на территории контейнерной площадки. При наличии свободных средств управляющие компании могут организовать возведение площадки с увеличенной высотой ограды и навесом. Для реализации такого проекта предварительно необходимо подготовить и согласовать эскиз.

4. Контейнеры оснащаются плотными крышками, предотвращающими попадание в них осадков и раздувание мусора ветром, а также не позволяющими добраться до него животным.

Контейнерные площадки необходимо ставить на определенном удалении от жилых домов, общественных зданий и зон отдыха. Минимальное расстояние в данном случае составляет 20 метров. В то же время граждане должны иметь возможность выбрасывать мусор в непосредственной близости от места проживания или нахождения. В связи с этим ограничивается и максимальное расстояние до баков для ТБО – оно должно быть не более 100 метров. Нередко в реальной обстановке озвученные требования относительно удаления выполнить не удается. В таком случае решением вопроса и поиском компромисса занимается специальная комиссия. При необходимости расстояние сокращается до 9 метров.

Если речь идет о парковой территории, то там установка контейнеров осуществляется после оценки объема накапливающихся за 3 суток ТБО. В частной жилой застройке расстояние до мусорных баков определяют сами владельцы домов. Свои требования к устройству контейнерных площадок и установке емкостей для складирования мусора имеются для медицинских учреждений, рынков, пляжей и прочих объектов – все они закладываются в СанПиН.

Есть несколько объектов, рядом с которыми не разрешается устанавливать контейнеры для ТБО. Сюда относится проезжая часть, дорожки для пешеходов, арки, газоны и узкие проходы. Если в жилой зоне ведется строительство или ремонт, то по действующим правилам там можно расположить специальный контейнер для сбора строительного мусора. Время его нахождения в местах проведения работ ограничивается одними сутками. Установка емкостей для строительного мусора согласовывается с главным архитектором района и СЭС.

Смотрите видео по теме обустройства контейнерной площадки:

Кто ответственен за содержание контейнерной площадки

В соответствии с законодательством управляющие организации обязаны заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Данная структура действует уже в большинстве регионов Российской Федерации. Однако, если контейнерная площадка находится в ведомстве органов местного самоуправления, они же обязаны заниматься её содержанием. Таким образом, ответственность за содержание контейнерной площадки лежит на управляющей организации, местной власти и регоператоре, в каких случаях происходит разделение обязанностей, рассмотрим ниже.

Содержать контейнерную площадку – обязанность собственника земли, на которой расположены контейнеры для ТКО. Является содержание ответственностью УК, ТСЖ, УО, можно определить несколькими способами:

  • земельный участок под МКД сформирован;
  • участку присвоен кадастровый номер;
  • площадка для сбора ТКО относится к придомовой территории МКД.

Таким образом, если контейнерная площадка находится на муниципальной земле, содержать её обязан орган местного самоуправления.

Управляющая организация отвечает за то, чтобы мусор своевременно вывозился. Региональный оператор ответственен только за транспортировку ТБО, за обращение с отходами в момент сбора мусора, а также за состояние контейнеров и приобретение новых.

Новые требования к обустройству контейнерных площадок

С 1 января 2019 года вступили в силу новые требования к обустройству контейнерных площадок (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В соответствии с ними все подготовленные площадки с мусорными баками должны быть внесены в единый реестр. Ответственными за ведение реестра являются местные власти. Органы местного самоуправления по новым правилам обязаны создавать контейнерные площадки на муниципальной земле. На придомовой территории этим обязаны заниматься управляющие организации. Делается это при письменном согласовании с муниципалитетом. Порядок действий таков:

  • УО подаёт заявку в местный муниципалитет об организации контейнерной площадки;
  • орган МСУ выносит положительное решение;
  • УО организует место сбора ТКО и подаёт сведения в муниципалитет для внесения площадки в единый реестр;
  • если заявка об организации места сбора ТКО рассмотрена отказом, УО исправляет выявленные нарушения и описанная процедура начинается заново.

Какие сведения должны быть предоставлены для внесения в реестр:

  1. Расположение площадки на местности – точный адрес МКД, географические координаты, схема размещения на карте местности;
  2. Сведения о технических характеристиках;
  3. Информация о собственнике места скопления ТКО.
  4. Источники образования ТКО.

Ответственность за нарушения и как их устранить

При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками фиксируется факт административного нарушения. По действующим правилам ответственными в данном случае являются управляющие организации, поэтому наказанием подвергаются их руководители или должностные лица, не исполнившие имеющиеся обязанности.

С появлением региональных операторов по обращению с ТБО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТБО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.

Читать дальше  Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом

При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток.

Устраняются нарушения незамедлительно. В зависимости от ситуации проводятся ремонтные работы, закупается исправное оборудование, выполняются санитарные процедуры и так далее.

Подбор мусорных баков

Баки, которые устанавливаются на контейнерной площадке для мусора, подбираются не только в соответствии с размерами и нормами из СанПиНов, но и в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Здесь важно учитывать число жителей в окружающих МКД, время заполнения и другие факторы. Стандартными являются бункеры-накопители вместимостью 0,8-1 м 3 . В общественных местах, например, у торговых или офисных центров обычно ставят контейнеры на 8 м 3 .

В больших городах развивается практика установки специальных мусорных баков, заглубленных в землю на 1,7 метра. Такие контейнеры оборудуются крышками со специальными защелками, что препятствует распространению неприятного запаха. К дополнительным преимуществам описанных баков относится удобство использования, вместительность и экологичность.

«Мусорная» реформа идет своим чередом уже не один год. С 01 января 2019 года полностью все регионы страны начали работать по-новому. Везде теперь есть новые ресурсоснабжающие организации (РСО) — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО по ТКО), а обращение с ТКО стало коммунальной услугой.

Спорным до начала этого года оставался вопрос о том, кто должен устанавливать, ремонтировать и производить замену контейнеров для ТКО на площадках, а также кто их должен оборудовать.

Недавно в нашем блоге была опубликована статья об этом. Как видно из приведенной в ней судебной практики, суды ответственность за оборудование контейнерных площадок с контейнерами на них возлагали в большинстве случаев на органы местного самоуправления (ОМСУ). То есть, этот вопрос, не урегулированный до этого на законодательном уровне, уже требовал разрешения его в соответствующих нормативно-правовых актах (НПА).

Тот случай, когда придомовая территория оформлена надлежащим образом, а контейнерная площадка с контейнерами на ней является общим имуществом многоквартирного дома (МКД), мы рассматривать не будем. Нормативное урегулирование его содержится в Жилищном кодексе РФ (далее — ЖК РФ), Правилах содержания общего имущества и других НПА.

И вот с этого года, вернее, с 27 декабря 2018 года в НПА по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора.

С 27 декабря 2018 года вступило в силу (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2019 г.) Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление 1572), согласно которому внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся коммунальной услуги по обращению с ТКО и содержанию контейнерных площадок.

Указанным Постановлением 1572 внесены изменения в Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., № 491 от 13.08.2006 г., № 290 от 03.04.2013 г., № 484 от 30.05.2016 г.

С 01 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 1 ст. 8 Закона 89 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления (далее — ОМСУ) городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе и:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами (далее — Правила 1156), установлены следующие понятия:

«контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

«контейнерная площадка» — место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Также введены новые понятия Постановлением 1572:

«погрузка твердых коммунальных отходов» — перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;

«уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

Пунктом 13(1) Правил 1156 установлено (норма вступает в силу с 01.01.2019 г.), что региональный оператор (РО) ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления (ОМСУ), уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее — Правила 1039).

Пунктом 3 Правил 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В жилищное законодательство в части обязанностей управляющей организации (УО) содержать контейнерные площадки и контейнеры для ТКО также внесены изменения.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491):

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

Читать дальше  Служба безопасности что проверяет при приеме

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящих Правилах понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Ранее в Правилах 491 была установлена только обязанность «содержания мест накопления ТКО». В связи с внесенными изменениями теперь управляющие организации также должны содержать места накопления ТКО, однако просыпавшийся при погрузке мусор должен теперь убираться сотрудниками регионального оператора. Появилось понятие «место погрузки ТКО», которое УО убирать не обязана.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень 290 / Правила 290).

В указанный НПА также внесены изменения в части работ, касающихся обращения с ТКО. Из пунктов 24 и 25 исключены обязательные работы по «уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома», изменен пункт 26(1), введен пункт 26(2).

Пункт 26 (1) Перечня 290: Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящем перечне понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Постановлением 1572 введен пункт 26(2), положения которого ранее содержались в пункте 26(1): организация накопления отходов I — IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В законе так и не раскрыто понятие «организация мест накопления ТКО», а также неясно, почему организацией места накопления ТКО должна заниматься УО, когда в вышеприведенных нормах закона эта обязанность прямо возложена на ОМСУ. Наверное, правильнее было бы совсем исключить слово «организация» из приведенного пункта Перечня 290, оставив в ней только работы по «санитарному содержанию и уборке (или очистке) мест (площадок) для накопления ТКО».

Постановлением 1572 внесены также изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила 484), в части включения в расходы РО по ТКО — затрат на приобретение, ремонт и содержание контейнеров для ТКО, а также на уборку мест погрузки ТКО.

Согласно п. 90 Правил 484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, обязательства по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора.

Это является его прямой обязанностью в силу закона, которая должна осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа РО.

То есть, теперь возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ и граждан является незаконным в связи с вышеуказанными изменениями в законодательстве по обращению с ТКО.

Резюмируя вышеизложенное, можно однозначно утверждать, что с 27 декабря 2018 года обязанности управляющей организации приобретать контейнеры для контейнерной площадки для сбора ТКО и организовать (оборудовать) контейнерную площадку действующее законодательство не содержит.

Хотя оно и раньше не содержало, но некоторые чиновники и судьи иногда превратно истолковывали законы. Управляющая организация обязана выполнять только работы по санитарному содержанию и уборке контейнерных площадок в соответствии с Перечнем 290, Правилами 491 и нормами иных НПА, а также договором управления.

Консультации(6)

  • Евгения, Питкяранта

А что значит содержание контейнерной площадки: если контейнера переполнены, во время не вывозится мусор, он (мусор) рассыпается на контейнерной площадке. Чья вина? РО не своевременно вывез ТКО. Почему при этом УО должна содержать площадку? А если всё вывозится во время то и проблем с площадкой быть не должно. Тогда в чём заключается содержание контейнерной площадки?

12.08.2019 00Ответить
Администратор портала Евгения, Питкяранта

Здесь ответственность у того, кто выбирал поставщика. Если поставщик оказался не благонадежным и вовремя не вывез мусор, то этот факт не является основанием для освобождение от обязанности содержать площадку в надлежащем состоянии.

12.08.2019 00Ответить
Наталья, с. Угловское

Подскажите, какой закон или правила, регулируют содержание места для мусорных баков, а точнее место расположение от жилых домов, должен ли быть закрыт контейнер? невозможно открыть окно весь зловонный запах идёт в дом

05.08.2019 00Ответить
Администратор портала Наталья, с. Угловское

05.08.2019 00Ответить
Якутск

Спасибо! Очень понятный и развернутый ответ!

03.07.2019 00Ответить
Администратор портала Якутск

Добавить вопрос или комментарий

У Вас появились вопросы или собственное мнение?

Оставляйте в комментариях и Вы обязательно получите быстрый ответ .

Голосование:

Полезна ли Вам данная статья?

  • Да, спасибо.
  • Нет
  • У меня остались вопросы и я задам их в комментариях. Жду ответа.

Голосовать!

Поделитесь статьей с друзьями и узнайте, поддерживают ли они Вас

27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.

За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

Читать дальше  С какой буквы пишется министерство образования

Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.

За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли

Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.

Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли

К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491). Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.

Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.

Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.

С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора

Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.

1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).

2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).

Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.

Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».

Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.

Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами

Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:

1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.

2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.

3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.

4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.

Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.

Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.

Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.

Действия УО после принятия ПП РФ № 1572

Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.

Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.

Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.

Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector