Образовательный ценз педагогических работников

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

26 августа 2015

Автор: Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»

Об образовательном цензе

Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Этот образовательный ценз установлен в статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, образовательный ценз – это наличие любого (а не только педагогического) среднего профессионального или высшего образования. В других законах Российской Федерации есть четкие требования к специальности. Так, ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в медицинской или фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование соответственно.
В ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» еще более четко определено, что судьей может быть лицо, имеющее высшее образование по специальности или направлению подготовки «Юриспруденция».
Однако имеющиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы не означают, что к педагогической деятельности будут допускаться лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по любой специальности или направлению подготовки. Дело в том, что требования к лицам, осуществляющим ту или иную деятельность устанавливаются еще и в профессиональных стандартах и требованиях. Так, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» для учителей и воспитателей установлены более конкретные требования:
1) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»;
2) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету;
3) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для второго случая в приказе сделана существенная оговорка: с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности.
В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т.п.) для учителей и воспитателей не установлено ни в законе, ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы. Следовательно, даже без какого-либо стажа можно при наличии необходимого образования осуществлять педагогическую деятельность.
Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Читать дальше  Фсс электронные больничные листы в 2017 году

С 2015 года эти лица и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Право на занятие педагогической деятельностью

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Читать дальше  Средняя зарплата по саратовской области в 2018

Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 3431 | Нарушение авторских прав

Звоненко Д. П., юрист

К педагогическим работникам предъявляются жесткие требования. Причем речь идет не только об уровне квалификации. Существует перечень лиц, которым в принципе запрещено заниматься педагогической деятельностью. Причем в этом году он в значительной степени расширен.

Образовательный ценз

Педагогический работник должен иметь определенный уровень образования – образовательный ценз. Это установлено статьей 331 Трудового кодекса РФ. Ценз определяется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях. Их утверждает Правительство РФ в зависимости от типа и вида учебного заведения.

На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:

– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):

– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);

– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).

Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.

В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).

Напомним, что существуют квалификационные характеристики должностей работников образования. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.

Существует ряд ограничений

В статье 331 Трудового кодекса РФ дан перечень лиц, которым запрещается заниматься педагогической деятельностью.

Приговор суда

Некоторые граждане не могут заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. О чем в данном случае идет речь?

Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.

Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:

– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;

Читать дальше  Стандарт оснащения хирургической операционной

– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.

Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.

Подобная мера наказания также предусмотрена за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).

Уголовное преследование

С этого года в статье 331 Трудового кодекса РФ появились дополнительные ограничения к потенциальным педагогам. Они внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ. Итак, теперь к педагогической работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;

– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.

Непогашенная судимость

Не допускаются к педагогической работе и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Напомним, статьей 15 Уголовного кодекса РФ установлено, что в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются в частности на тяжкие и особо тяжкие преступления.

К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Недееспособность

Ограничение также установлено в отношении граждан, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такой порядок определен Гражданским кодексом РФ. Так, предусмотрено, что гражданин, который из-за психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ). Над таким гражданином устанавливается опека.

Заболевания

К работе с детьми также не допускаются лица, которые имеют определенные заболевания. Их перечень в настоящее время устанавливает Минздравсоцразвития России. С высокой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время перечень существующих запретов расширится.

Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.

Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector