Обязательные работы в административном праве

08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 — ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно — исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав — исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом — исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работыназначаются судьей.

Указанный вид наказаниеприменяется с 1 января 2013 года.

Виды правоограничения обусловленных обязательными работами

Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.

Читать дальше  Определение стоимости наследуемого имущества

Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).

Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы представляют собой единственное административное наказание, исчисляемое в часах, его предельные сроки установлены при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4, 6 ст. 20.2 и ч. 2 ст. 20.22 КоАП в случае причинения телесного вреда или имущественного ущерба (об особенностях правоограничений, сопряженных с применением обязательных работ, см. также параграф 11.16 настоящего издания).

Уклонение от отбывания обязательных работ квалифицируется по ч. 4 ст. 20.25 КоАП.

Обязательные работы как альтернативное административное наказание

Обязательные работы всегда применяются в качестве наказания, альтернативного административному штрафу, исчисляемому в фиксированной денежной сумме в размерах, установленных только применительно к рассмотренным выше нарушениям общественного порядка. Предельный размер административного штрафа, исчисляемого на основе вышеуказанного критерия, установлен для граждан в сумме 300 тыс. руб., при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4, 6, 7 ст. 20.2 и ч. 2 ст. 20.22 КоАП. При совершении правонарушений должностными лицами его предельной размер составляет 600 тыс. руб. (см. ч. 4, 7 ст. 20.2 и ч. 2 ст. 20.22 КоАП).

Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, при совершении гражданами рассматриваемых нарушений общественного порядка в 60 раз превышает его предельные размеры, установленные при совершении других административных правонарушений.

Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания

Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.

При назначении административного наказания должны быть учтены субъективные и объективные факторы, установленные ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, характеризующие общественную опасность деяния. К ним относятся имущественное и финансовое положение нарушителя — физического, юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершение административного правонарушения может быть обусловлено наличием указанных факторов, поэтому они подлежат юридической оценке при квалификации правонарушения и назначении административного наказания.

При оценке личности виновного физического лица (ч. 2 ст. 4.1 КоАП) учитываются обстоятельства, характеризующие его частную (общественную), трудовую (предпринимательскую) деятельность, принимается во внимание психоэмоциональная оценка нарушителем общественно опасных последствий проступка. В целях объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.

Оценивая обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за административное правонарушение, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), который означает неотвратимость применения санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного проступка, позволяющие идентифицировать признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

Оценка факторов, характеризующих имущественное положение нарушителя

При оценке имущественного положения правонарушителя — физического, юридического лица должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком. В частности, нарушение юридическим лицом норм и правил, обусловленное отсутствием надлежащих имущественных и финансовых предпосылок легитимной деятельности, не может быть вменено в ответственность юридическому лицу (ср. ч. 2 ст. 2.1 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП).

Читать дальше  При каких условиях семья считается многодетной

Лицо, привлеченное к ответственности, обязано исполнить предписание нормативного правового акта, за нарушение которого было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Как правило, административная ответственность наступает вследствие неисполнения лицом обязанностей, установленных федеральным законом, однако в некоторых случаях квалификация проступка обусловлена ненадлежащим осуществлением прав лица (ст. 19.1 КоАП).

Сущность альтернативы

Судья или иное должностное лицо, к ведению которого отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания, обязан назначать наказание, соразмерное общественной опасности деяния. Судье предоставляется должная альтернатива действий по применению административных наказаний, устанавливающих ограничения личных прав нарушителя, прежде всего права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободу труда и иных личных, а также имущественных прав, осуществление которых невозможно при введении указанных правоограничения Административное наказание в виде административного ареста, как правило, представляет собой наказание, альтернативное административному штрафу, а при назначении обязательных работ такая альтернатива предусмотрена во всех случаях.

Альтернативные и безальтернативные административные наказания

Наличие альтернативы при назначении административного наказания означает возможность должностного лица применить наказание, соответствующее значимости имущественного ущерба, телесного (физического), морального или репутационного вреда, причиненного частноправовым или публичным интересам. При совершении правонарушений, сопряженных с выраженной вредоносностью правоохранительным интересам, такой альтернативы не существует и должностное лицо обязано применить наказание, установленное санкцией соответствующей статьи. К безальтернативным относятся наказания с фиксированным размером административного штрафа, а также иные административные наказания, подлежащие применению в соответствии с санкцией статьи.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Обязательные работы, как наказание

Понятие обязательных работ связано с Уголовным Кодексом РФ. До 2013 года назначены они могли быть исключительно за совершение преступлений. Обычно такая мера применялась к осужденным, совершившим нетяжкие правонарушения в первый раз. Однако в 2013 были внесены поправки в Административный кодекс, и обязательные работы стали применяться к тем, кто совершил менее серьёзные противоправные действия.

Более подробно про обязательные работы — описание, список, виды, вы узнаете из данной статьи.

Содержание

  1. Значение термина
  2. За что назначаются обязательные работы
  3. Виды обязательных работ
  4. Порядок несения наказания
  5. Заключение

Впервые данную карательную меру стали применять в 19 столетии к горожанам, нарушившим тогдашние законы. Взамен они должны были возместить ущерб обществу, поработав на его благо. В современной России такой вид наказания был введен только в 2005 году.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным несложных, общественно полезных обязаностей.

Значение термина

Обязательные работы как вид административного наказания предусмотрен статьей 3.13 Коап и как вид уголовного наказания Статьей 49 УК. Назначается либо вместо денежного наказания, либо в качестве смягченного. Обязательные работы могут присудить только официально трудоустроенным гражданам и выполняются в свободное от основных занятий (работы или учебы) время. Устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, однако выполняются не более 4 часов в день (2-3 для несовершеннолетних). Отличительные признаки наказания:

  • деятельность должна быть общественно полезной;
  • наказание не должно идти в ущерб основной деятельности;
  • все работы выполняются безвозмездно, а доход отправляется в гос. бюджет;
  • правонарушитель не имеет права выбрать место или вид работ;
  • назначаются исключительно как основной вид наказания;
  • после назначения нельзя поменять наказание, заплатив штраф и т.;
  • работа не требует квалификации, особых умений и знаний.

За что назначаются обязательные работы?


Серьезным преступникам обязательные работы как вид наказания не назначаются. Присудить их могут лицам впервые совершившим:

воровство;
грабеж без нанесения вреда людям;
преступления против организации, где работал нарушитель либо собственности другого человека;
вандализм;
надругательство над государственными символами (гербом, флагом, гимном);
невыплата алиментов;
вандализм.

Список неполный и выполнение общественных работ может быть назначено за другие нетяжкие правонарушения и преступления. При условии, что это единственный вид наказания. Важно, что работы назначаются только в случае, если был нанесен какой-либо вред здоровью или имуществу потерпевших.

Читать дальше  Обмен муниципальной квартиры на муниципальную

Виды обязательных работ

Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:

уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов;
озеленение района;
земляные работы;
помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок);
ремонт систем канализации и водопровода;
дорожные работы;
загрузка и выгрузка;
любая занятость по благоустройству района.

Поскольку практически все виды обязательных работ связаны с физическим трудом, иногда тяжким, то назначаться обязательные работы административного наказания, как и уголовного не могут людям, имеющим группы инвалидности, беременным и воспитывающим малолетних детей женщинам. Военным или призванным на военные сборы также не могут быть присуждены обязательные работы. От них также освобождаются лица, признанные невменяемыми, и пенсионеры. Наказание не может быть присуждено безработным.
В качестве обязательных работ никогда не назначаются сложные работы, требующие большой ответственности. Обычно осужденные делают то, что обычно поручается подсобным рабочим, не имеющим квалификации.
В процессе отбывания наказания деятельность может меняться в соответствии с нуждами. Выполнять работы нарушитель может в муниципальной или частной организации, которая и будет осуществлять контроль за выполнением обязанностей.

Порядок несения наказания


После того, как суд вынес решение наказать нарушителя обязательными работами, приговор должен быть приведен в исполнение в течение 10 дней, после оглашения.
Учет наказанных таким образом лиц ведут судебные приставы, они же взаимодействуют с местными властями для назначения определённой деятельности нарушителю. Назначается график отбывания наказания.

Следить за четким выполнением постановления, а также вести отчетность отработанных часов будут местные власти. Они также должны ознакомить нарушителя с правилами безопасности и проследить за их выполнением, вести учет отработанных часов.

На наказанных возлагается ответственность добросовестно выполнять любые порученные им в рамках наказания задания, а также уведомлять приставов при смене места жительства.
Есть критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны уклоняющимися от выполнения обязанностей:

  • невыход на работы более 2 раз в течение месяца;
  • повторное нарушение дисциплины в течение месячного срока прохождения обязательных работ;
  • попытки скрыть от органов, контролирующих отбывание наказания.

В таких случаях осужденный получает предупреждение. При наличии 2 и более, контролирующий орган (организация) обращается в суд для изменения наказания на более строгое.
Необходимо учитывать, что уголовно-исполнительный орган получает информацию не только о количестве отработанных часов, но также о поведении гражданина. В случае установленного уклонения от выполнения работ осужденного могут задержать на срок от 2 до 30 суток , поскольку отказ от выполнения является самостоятельным правонарушением и карается штрафом от 120 до 300 тыс. р.
В рабочие дни граждане могут выполнять обязательные работы 2 часа в день (4 при их согласии), в выходные – 4. При этом в течение недели общее число отработанных часов должно быть не менее 12. Меньшее количество допускается только при наличии уважительных причин и разрешении пристава.

Заключение

Общественные работы как вид наказания – мера, активно используемая за рубежом, в России пока не заслужила особенной популярности, поскольку законодательная база находится в режиме разработки. В частности, не решен вопрос с ответственностью, если осужденный получает травму, а также отсутствует какая-либо заинтересованность приставов, получаемых при назначении такого наказания дополнительные обязанности и ответственность.
Несмотря на это, такая мера пресечения является эффективным воспитательным методом, который не только воздействует на нарушителя, но и позволяет принести пользу в месте его проживания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector