Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Невостребованные доли земель сельхозназначения

Содержание

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 12.1, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Читать дальше  Проведение технической экспертизы автомобиля

Школа Застройщика


10 Закона, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

«Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи, на которые данное правило не распространяется»

Бердникова. В соответствии с п.4 ст. 10 Закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято

Невостребованные земельные паи

Во-первых, в законе отсутствует понятие земельной доли.

Такими основаниями являются: • отсутствие сведений о собственнике земельной доли в решениях органов о сельскохозяйственных угодий, принятых до вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”; • у умершего собственника земельной доли нет наследников ни по закону, ни по ; • наследники умершего собственника земельной доли не имеют право наследовать; • наследники

Ольга Романова, управляющий партнер Юридической группы «РАТУМ»:Как сельсоветам получить права на невостребованные земельные доли

Право на получение земельной доли в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этой сельскохозяйственной организации.

Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили. Итог реформы – общая долевая собственность граждан на сельскохозяйственные угодья.

Старые сельскохозяйственные организации фактически прекратили свое существование, а новым сельскохозяйственным обществам, товариществам и кооперативам пришлось решать вопросы использования сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов на добровольных договорных отношениях с гражданами-собственниками земельных долей и имущественных паев. Несовершенство законодательства породило множество спорных ситуаций, в том числе в порядке использования невостребованных земельных долей, то есть тех долей, собственники которых не распорядились своими правами: не выделили земельный участок для собственного использования, не оформили наследство, не заключили договор аренды.

Невостребованные земельные паи

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли. Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось.

Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной. На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям.

Невостребованные земельные доли: вопросы и ответы

В настоящее время эти земли не только очень интенсивно используются, но и активно вовлечены в гражданский оборот.

С такими земельными участками совершаются различные сделки: они продаются, дарятся, передаются в аренду, ипотеку, доверительное управление. Но при всём этом в достаточном количестве имеются неиспользованные земли, которые состоят из невостребованных земельных долей, полученных гражданами ещё в 90-е годы прошлого столетия в процессе приватизации.

Согласно закону к невостребованным земельным долям относятся земельные доли: — которыми граждане не распорядились в течение трёх и более лет подряд: не передали в аренду, не продали, не подарили; — сведения о собственнике которых не содержатся в принятых решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий; — умершего собственника, у которого отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию. —

Закон о землях сельхозназначения № 101-ФЗ от 24.07.2002 | ст. 12.1

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и

Методические рекомендации для органов местного самоуправления «Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»

Особенность и новизна методических рекомендаций выражена подробным описанием процедуры действий глав и специалистов администраций при оформлении невостребованных земельных долей, учтены пожелания глав администраций муниципальных образований Калининского муниципального района в разработке проектов образцов документов.Пути решения проблемы: В данном исследовании, во-первых, был определен круг лиц в чью компетенцию входит решение вопроса, во-вторых, описана подготовка и проведение процедуры пошагового оформления невостребованных земельных долей, в-третьих, разработаны образцы документов применяемых в решении данного вопроса.Исследование показало, что в ходе 8-недельного цикла большинство глав и специалистов муниципальных образований Калининского муниципального района применяя настоящие методические рекомендации смогли довести решение вопроса по оформлению невостребованных земельных долей до логического завершения (т.е.

Читать дальше  Прохождение собеседования при приеме на работу

До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения № 101-ФЗ невостребованные земельные доли определялись как части надела, находящегося в общей собственности, владельцы которых не распоряжались ими в течение 3 и больше лет подряд со времени оформления права собственности. После вступления в силу вышеназванного закона определение исчезло. Зато возникли правила, на основе которых доли земли признаются невостребованными.

Земельная реформа

Изменения в земельном законодательстве произошли более 20 лет назад. Время показало, что этот способ не показал себя лучшим для данных преобразований. Все земли сельхозназначения были разделены на доли с передачей в общую долевую собственность. При этом их границы не определялись на местности. Земельные доли передавались работникам организаций, занимающихся сельским хозяйством, их пенсионерам, сотрудникам в области здравоохранения, быта, культуры, образования, питания, которые находились на соответствующих территориях.

В результате граждане стали участниками в общей долевой собственности земель сельхозназначения. Однако со временем старые организации перестали существовать. Новым организациям в форме товариществ, кооперативов и иных обществ приходилось решать вопросы о том, как пользоваться землями сельхозназначения.

Из-за несовершенства законодательства возникали споры, в том числе и по поводу невостребованных земельных долей. Оформление их не проводилось, а потому число конфликтов со временем только увеличивалось.

Появление проблемы

Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.

Основания признания долей невостребованными

В отличие от предыдущих версий действующий закон № 101-ФЗ подходит к вопросу более определенно. Благодаря изменению формулировки, невостребованные земельные доли не являются таковыми изначально, но могут быть признаны, если владельцы не передали их в аренду или не распорядились по другому. Об этом сказано в п. 1 ст. 12.1 закона.

Кроме того, введены дополнительные основания, при наступлении которых доля земли признается невостребованной. К таковым относится:

  • Отсутствие данных о собственнике в решениях местных властей о приватизации земель сельхозназначения до начала действия вышеуказанного закона.
  • У скончавшегося собственника отсутствуют наследники.
  • Наследники скончавшегося собственника не вправе получить наследство.
  • Наследники скончавшегося собственника отстранены от наследства, отказались него или не приняли.

Почему были внесены изменения?

После регистрации договора земельный участок считается разделенным на доли. Если у умерших собственников нет наследников или они не оформляют свои права, то наделом никто не занимается. Раньше такие части не могли признаваться невостребованными земельными долями, так как собственник при жизни формально распорядился наделом.

Со вступлением в силу нового закона ситуация изменилась. Теперь, даже если доля надела земли сдавалась в аренду, но после ухода из жизни собственника наследники не объявились или не вступили в наследство, она может быть признана невостребованной.

Как возвратить

Владельцы, которые считают, что их невостребованные земельные доли включены в соответствующий список необоснованно, могут обратиться к местным властям с возражением, а также заявить об этом на собрании всех владельцев долевой собственности. Это станет основанием для исключения данных участков из невостребованных долей.

Таким образом, лицо должно совершить два действия: обратиться к местным властям, изложив свою позицию в письменном виде, а также заявить права на общем собрании. Если одно из этих действий не будет совершено, то формально востребовать долю не получится. Но на практике и в таких случаях можно добиться желаемого результата. С этой целью нужно принять участие в судебном процессе, куда местные власти обратятся с целью признания доли земли невостребованной. В большинстве случаев суд принимает сторону ответчика и отказывает местным властям в исковых требованиях.

Наследование

Право на невостребованные земельные доли может быть признано в случае, если после наследодателей переход собственности наследникам был осуществлен фактически, но они не оформили соответствующие документы. Может быть и так, что пропущен период, отведенный для этого. Тогда единственной инстанцией остается суд.

Чтобы не доводить дело до суда, необходимо вовремя оформлять все бумаги. Вместе с землей наследникам переходят все постройки, находящиеся на участке. Они вправе выкупить землю по преимущественному праву. Если земля не приватизирована, то наследники смогут ее получить в следующих случаях:

  • Если процесс приватизации начат наследодателем, но не остался незавершенным.
  • Если наследодатель при жизни назначил доверенное лицо для проведения приватизации.
Читать дальше  Непосредственная близость это сколько метров

Документы, подтверждающие использование земли

В данном случае законом предусмотрен документ, который удостоверяет право пользования. Это может быть договор аренды, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления либо подтверждающий право постоянного пользования или наследуемого владения на пожизненной основе.

Порядок оформления в собственность местными властями

Обращение в суд с исковым заявлением является первым этапом признания невостребованной земельной доли по причине того, что собственники не распоряжались ею. В соответствии с п. 2 ст. 12.1 закона № 101-ФЗ, местные власти должны составлять перечень земельных долей, которые можно признать невостребованными. В основном, этот вопрос касается тех наделов, у которых нет наследников. В зависимости от оснований доли включаются в один из перечней.

Список невостребованных земельных долей публикуется в СМИ. Это делается как минимум за 3 месяца до созыва собрания собственников с целью утверждения доли. Ранее публикация осуществлялась только в официальном источнике, которые утверждал уполномоченный орган. Такая практика являлась крайне неэффективной. Сведения стали публиковать также в Интернете. Но и это не привело к желаемым результатам. Однако вопрос в конечном итоге решается в суде. Данный орган обязан оповестить всех заинтересованных лиц. Собственники получат информацию о включении доли в перечень невостребованных земель еще во время разбирательства в суде. Поэтому даже если сведения не дойдут до собственников в порядке досудебного урегулирования вопроса, они смогут принять участие в судебном разбирательстве.

Таким образом, после обнародования данной информации должным образом местные власти созывают собрание собственников надела земли, в котором собираются утвердить невостребованную долю земельного участка.

Если в течение 4 месяцев после публикации в СМИ собрание не примет решения об утверждении соответствующего списка, местные власти делают это самостоятельно. При этом неважно, по каким причинам собственники участка не приняли данное решение.

После утверждения списка доли считаются невостребованными, и местные власти могут обратиться в суд, чтобы получить на них право собственности. Если принято положительное решение суда, то на этом основании можно зарегистрировать собственность в Росреестре. Право собственности переходит лицу только после проведения процедуры регистрации. Об этом сказано в ст. 8 ГК РФ.

С момента признания права на невостребованные земельные доли у муниципального органа появляется возможность распоряжаться ими.

Земля на продажу

После того как пройден этап регистрации, местные власти должны в течение 30 дней опубликовать извещение о том, что доля может быть приобретена в собственность за стоимость в размере 15 % от цены по кадастру. Данный показатель установлен на государственном уровне, и местные власти не вправе устанавливать другую цену.

Извещение о возможности купить данные доли публикуется в средствах массовой информации. Это местные газеты, официальный виртуальный ресурс муниципалитета (если таковой имеется), а также информационные щиты.

Преимущественное право приобретения принадлежит крестьянским хозяйствам или иным организациям, которые используют данный надел. Такая возможность для них действует в течение полугода с момента признания права собственности на невостребованные земельные доли у местных властей. Если в этот период не будет заключен договор, местные власти выделяют эту часть в отдельный участок земли, соблюдая установленные минимальные размеры. После процедуры выдела земельный участок снова выставляется на продажу, однако на других условиях.

Ответственность

Наличие земельной доли является законным правом владельца, но предполагает ответственное отношение. Собственник должен обрабатывать землю сам или сдавать в аренду сельскохозяйственным организациям, которые возьмут на себя соответствующие функции. В этом случае владелец будет получать свой процент в виде арендной платы.

На арендаторов возлагается ответственность перед владельцем земельного надела за неверное или ненадлежащее пользование. Об этом говорится в ст. 183 ГК РФ. А перед государством ответственность заключается в своевременной оплате налога на полученную прибыль и за землю.

Нормы закона № 101-ФЗ призваны регулировать отношения в области оборота земель между владельцами и местными властями. Государственные структуры, осуществляющие контроль за землей, должны регулярно проверять состояние обрабатывания сельскохозяйственных земель. При незаконном и ненадлежащем пользовании они обязаны действовать в соответствии с законом незамедлительно.

Заключение

Как видно, процесс признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью имеет целью охватить по возможности большее количество угодий для целевого использования и извлечения прибыли, а также дать возможность компаниям, занимающимся сельским хозяйством, обрабатывать невостребованные участки и территории. Если же находится собственник, то ему не составит большого труда оформить соответствующие земельные доли на себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector