Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Неверные сведения в декларации ответственность

Письмо УФНС России по Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 29 февраля 2016 года № 24-15/019268

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, в случае если неправильное заполнение налоговой декларации по НДС повлекло за собой налоговые последствия в виде занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговым законодательством за непредставление в установленный срок налоговой декларации статьей 119 Кодекса установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме того, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
С.С. Громова

Factcheck.kg начинает новое направление в рамках расследований фактов коррупции среди должностных лиц. Мы начинаем цикл статей об имуществе муниципальных, государственных служащих, занимающих политические должности. Мы проверим декларации чиновников и попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Какое имущество скрывают от общественности государственные служащие?
  • Насколько законодательство по декларированию имущества госслужащих отвечает поставленным задачам по борьбе с коррупцией?
  • Каким образом госслужащие обходят законы для того, чтобы скрыть свои богатства?

Преступление есть, а наказания нет

В рамках расследования команда factcheck.kg столкнулась с противоречиями в законодательстве. Выяснилось, что в новых кодексах, вступивших в силу в январе 2019 года, нет нормы, предполагающей ответственность за неверные или неполные данные в декларациях чиновников.

Как пояснил factcheck.kg прокурор управления по противодействию коррупции и надзору за исполнением закона Генпрокуратуры Рамазан Ибраимов, норма об ответственности чиновников за несвоевременное, неполное или недостоверное предоставление информации об имуществе выпала из новых кодексов.

«Ранее ответственность за недостоверные и неполные данные в декларациях предусматривалась Кодексом об административной ответственности. В нем было 15 статей, по которым государственных и муниципальных служащих, а также других должностных лиц привлекали к административной ответственности. Это был один из рычагов воздействия на нерадивых чиновников. Была статья 400 прим. 3, которая предусматривала за предоставление деклараций с нарушением сроков или с неполными/недостоверными данными наказание в виде административного штрафа в сумме от 2 до 5 тысяч сомов», — пояснил прокурор.

«Теперь в Кодексе о нарушениях такой нормы нет. Это законодательный пробел», — отметил он.

За комментарием мы обратились к члену рабочей группы по разработке проектов Уголовного кодекса КР, а также Кодекса о проступках и Кодекса о нарушениях. «В кодексе о нарушениях нет категории государственных служащих. Есть только физические и юридические лица. В правительстве готовятся изменения в закон о государственно-гражданской и муниципальной службе, где будет прописана ответственность чиновников, не сдавших вовремя декларацию или указавших недостоверные данные», — пояснила Ирина Летова.

Проверка ради проверки

Для начала определимся, кто является государственным и муниципальным служащим. В реестре государственных и муниципальных должностей КР говорится, что к политическим государственным должностям относятся: президент, торага Жогорку Кенеша, премьер-министр, руководитель аппарата президента, а также заместитель спикера, депутаты ЖК, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, члены правительства, руководитель государственного органа, находящегося в ведении президента, руководитель аппарата Жогорку Кенеша. В том же перечне значатся руководитель административного ведомства при правительстве, руководитель иного органа, находящегося в ведении правительства; полномочные представители правительства в областях, главы местной государственной администрации — акимы районов.

Читать дальше  Отмена отпуска без сохранения заработной платы

Есть также категория «Специальные государственные должности», «Политические муниципальные должности» и «Административные государственные должности».

Согласно закону «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности», выявлять нарушения при заполнении деклараций должны сотрудники Налоговой службы. Статья 6 гласит, что органы налоговой службы «изучают и анализируют сведения, указанные в декларации, на предмет достоверности и полноты отражения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах декларанта».

В том же законе есть статья 9 «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона». В ней говорится:

  1. В случае непредставления декларации в установленные сроки, представления декларации с неполными и/или недостоверными сведениями декларант несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики .
  2. В случае представления декларации после установленного настоящим Законом срока, наличия в представленной декларации неполных и/или недостоверных сведений орган налоговой службы публикует информацию об этих лицах в средствах массовой информации и направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры Кыргызской Республики.

Могут уволить, а могут не уволить. На усмотрение.

Теперь ищем, какое наказание предусмотрено за неверные данные в декларациях для госслужащих. В Кодексе о нарушениях есть статья 222 «Непредставление единой налоговой декларации и неуплата налога». Она гласит: «Непредставление единой налоговой декларации или неуплата налога в установленные сроки — влечет предупреждение либо наложение штрафа 1 категории». Речи о недостоверных данных в ней нет. К тому же, к штрафу по этой статье могут быть привлечены только физические и юридические лица, о должностных в кодексе ничего не говорится .

В законе «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» в статье 47 «Прекращение службы по инициативе государственного органа, органа местного самоуправления» говорится «1. По инициативе государственного органа, органа местного самоуправления служащий может быть освобожден от занимаемой должности в случаях: д) непредставление декларации о доходах, имуществе и обязательствах либо представление заведомо недостоверных или неполных данных ».

В прокуратуре пояснили, что в Уголовном Кодексе есть статья 323 «Незаконное обогащение». Но, чтобы привлечь чиновника по ней, необходимо еще доказать факт незаконного обогащения.

Также есть статья 231 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» УК КР. По ней чиновника могут привлечь на общих основаниях, если он не оплатил налог за имущество. В случае же, если чиновник скрыл неналогооблагаемое имущество, то никакой ответственности он не понесет.

В группе по разработке новых кодексов объяснили такие изменения в законодательстве гуманизацией. Но одновременно с этим в стране объявлена борьба с коррупцией.

В настоящее время ведется работа по доработке всех кодексов, которые вступили в силу 1 января 2019 года для устранения подобных пробелов.

Важнейшим приоритетом в государственной политике Российской Федерации является борьба с коррупцией. Рядом нормативных правовых актов в 2013—2014 годах внесены существенные изменения в порядок привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, расширен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также утверждена новая форма справки о предоставлении вышеуказанных сведений.

Достаточно активно нарабатывается правоприменительная практика. В первом полугодии 2014 года 3 700 чиновников получили дисциплинарное взыскание после проверки их деклараций о доходах и расходах, 162 из них уволены по утрате доверия(1).

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» важнейшей задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Прокурорские проверки показывают, что наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии коррупции совершается при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Читать дальше  Решение о сносе самовольной постройки образец

Это связано, во-первых, с небрежностью заполнения справок о данных сведениях, незнанием и непониманием требований к их заполнению.

Во-вторых, с недостаточным объемом полномочий кадровых служб по проведению самостоятельной проверки предоставляемых сведений.

В-третьих, с тем, что в соответствии с действующим законодательством привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя), а это, с свою очередь, приводит к безнаказанности государственных и муниципальных служащих, недобросовестно исполняющих обязанность своевременно и в полном объеме предоставлять требуемые законом сведения.

Одним из эффективных методов предотвращения коррупционных правонарушений является обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить:

1) ограниченный круг правонарушений;

2) сферу применения дисциплинарной ответственности;

3) унифицированный подход, применяемый законодателем к порядку привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение норм Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Таким образом, дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе и за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах, можно определить как ответственность, наступающую вследствие нарушения норм Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы и статус лиц, замещающих отдельные должности, применяемую уполномоченным субъектом к правонарушителю, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в виде дисциплинарного взыскания.

Как уже отмечалось, за последние два года законодатель внес дополнения в ряд федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в различных органах государственной власти(1). Предусмотрен общий перечень составов коррупционных дисциплинарных проступков; введена категория «утрата доверия»; установлен общий порядок дисциплинарного производства (порядок наложения взыскания, сроки наложения взыскания и др.).

Рассматривая вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, необходимо отметить, что виды дисциплинарных взысканий достаточно разнообразны и регламентированы значительным количеством нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Например, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает такие дисциплинарные взыскания, налагаемые по указанным основаниям, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

На сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, а также в иных случаях в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

На сотрудников таможенных органов согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации,

увольнение из органов таможенной службы.

За коррупционные правонарушения во всех перечисленных законах предусмотрены такие же дисциплинарные взыскания, как и за нарушение служебной дисциплины в целом, с добавлением такого основания увольнения, как утрата доверия.

Исключением является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ст. 59.1 которого перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, ограничен замечанием, выговором, предупреждением о неполном должностном соответствии.

Немаловажным является вопрос о круге лиц, которые могут привлекать к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения.

По общему правилу дисциплинарная ответственность к служащим применяется только в порядке подчинения.

Для военнослужащих и служащих правоохранительных органов правило о прямой подчиненности не является определяющим, привлечь к дисциплинарной ответственности правомочно не только непосредственное (прямое) начальство, но и начальство более высоких уровней.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок — это одна из разновидностей правонарушения, поэтому ему присущи все признаки последнего.

Во-первых, в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействие, которые определены в законе.

Читать дальше  Приказ перевести с одной должности на другую

Если говорить о коррупционном правонарушении, то дисциплинарным проступком будет действие или бездействие, выраженное в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе в предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.

Во-вторых, ответственность наступает исключительно за виновные действия, т. е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка.

В-третьих, за совершение дисциплинарного проступка на государственного и муниципального служащего может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных правонарушений составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, служит неисполнение лицом обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность может наступить за непредоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление их в неполном объеме, предоставление недостоверных данных.

При анализе объективной стороны дисциплинарного проступка, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.

Субъективная сторона дисциплинарного коррупционного проступка характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью).

Субъектом дисциплинарного проступка, как уже отмечалось, является лицо, которое состоит в перечне лиц, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом он должен состоять в данном перечне на момент совершения проступка.

Основанием для применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения является доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, дисциплинарное взыскание налагается на основании рекомендации указанной комиссии.

Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, проводится в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации порядок проверки устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При применении мер дисциплинарной ответственности необходимо учитывать характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующее исполнение служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание за коррупционное правонарушение применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим коррупционного правонарушения. В этот срок не засчитывается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, в других случаях его отсутствия на службе по уважительным причинам, время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается определенная статья закона , в которой указано данное правонарушение как основание привлечения к дисциплинарной ответственности.

Копия акта о применении к служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается государственному служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Можно отметить, что на сегодняшний день в целом сформировалась правовая основа, ориентированная на профилактику коррупции, в том числе и по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector