Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Несчастный случай на производстве в командировке

Содержание

Я находился в служебной командировке. В общежитии поскользнулся на ступеньках, в результате чего получил перелом правой ноги. Мою травму на предприятии признали бытовой, так как несчастный случай произошел со мной в нерабочее время. Права ли администрация?

А. Стеблов, г. Уфа

Статья 183 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя выплачивать работнику при временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Размер такого пособия и порядок его начисления до принятия соответствующего закона установлен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 12.11.84 № 13-6 (далее — Положение).

При получении травмы работником, находящимся в служебной командировке, работодатель должен руководствоваться п. 16 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62.

Временная нетрудоспособность командированного работника, а также невозможность по состоянию здоровья вернуться к месту постоянного жительства должны быть удостоверены в установленном порядке.

За период временной нетрудоспособности командированному работнику выплачивается на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность отнесения полученной командированным работником травмы к разряду несчастных случаев на производстве.

Определение полученных повреждений как бытовой травмы или как несчастного случая на производстве будет зависеть от обстоятельств получения повреждений.

Перечень несчастных случаев на производстве, подлежащих расследованию и учету, содержится в ст. 227 ТК РФ. Например, к таким несчастным случаям

относятся травмы, полученные при следовании к месту служебной командировки и обратно.

Травма, полученная при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, может рассматриваться как несчастный случай на производстве, только если эти действия совершались в интересах работодателя (его представителя) или были направлены на предотвращение аварии (несчастного случая).

Характер травмы (например, несчастный случай в быту или на производстве) отражается лечащим врачом в выдаваемом пациенту листке нетрудоспособности (см. п. 2.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ № 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ № 21 от 19.10.94, а также Приложение к Письму ФСС РФ от 15.12.2003 № 02-18/058139 «О бланке листка нетрудоспособности»).

Поскольку из содержания вопроса следует, что полученная работником травма не связана с исполнением им трудовых обязанностей или с совершением действий в интересах работодателя, эта травма была правомерно определена как бытовая.

Расследовать несчастный случай, который произошел с сотрудником в командировке, нужно за такой же срок, как и обычный, — от трех до пятнадцати дней. Чтобы решить, должны ли представители работодателя выезжать на место происшествия и как правильно квалифицировать несчастный случай, нужно учесть несколько особенностей. В статье — мы объяснили на примерах как действовать, если работник получил травму в командировке.

Особенность 1. Квалификация несчастного случая

Если сотрудник получил травму в командировке, нужно оформить такие же документы, как при несчастном случае на территории работодателя

В командировку работника направляют по поручению работодателя и в его интересах, поэтому все время, что сотрудник находится в поездке, относится к рабочему ( ст. 166 ТК). Поэтому расследовать нужно любой несчастный случай в командировке, даже если сотрудник получил травму во время отдыха. А квалифицировать случай комиссия может как связанный или не связанный с производством.

Чтобы правильно квалифицировать несчастный случай в командировке, выясните, в чьих интересах действовал работник в момент, когда получил травму, — в своих или работодателя ( ст. 227 ТК). Это основной критерий, по которому комиссия определяет, связан несчастный случай в командировке с производством или нет. Если в ходе расследования комиссия докажет, что работник действовал исключительно в своих интересах, несчастный случай признают не связанным с производством.

Особенность 2. Комиссия по расследованию

Комиссию по расследованию несчастного случая в командировке создает или работодатель, который направил сотрудника, или организация, на чьей территории работник получил травму. Это зависит от того, находился ли пострадавший под руководством и контролем персонала организации, в которую его командировали, или нет. Рассмотрим обе ситуации.

Сотрудник выполняет задание своего работодателя, не под руководством и контролем заказчика. Если в такой ситуации произойдет несчастный случай, комиссию по расследованию будет создавать работодатель, по поручению которого пострадавший выполнял работу ( ст. 229 ТК). В этом случае организация-заказчик, на территории которой произошел несчастный случай, выделяет только одного сотрудника, который участвует в работе комиссии. Всех остальных членов комиссии работодатель командирует к заказчику.

Читать дальше  Частичное досрочное погашение сбербанк онлайн

Членами комиссии не могут быть ни пострадавший сотрудник, ни его доверенные лица, но они вправе участвовать в расследовании, например присутствовать во время опроса очевидцев и осмотре места происшествия.

Сотрудник выполняет работу под руководством и контролем работодателя-заказчика. В этом случае командированный работник участвует в производственном процессе другой организации. Поэтому если произойдет несчастный случай, комиссию по расследованию обязана будет создать организация, в которую направили работника ( ст. 229 ТК). При этом в расследовании должен принимать участие представитель работодателя, который командировал сотрудника. Следовательно представителя включают в комиссию и направляют на место происшествия. Если он не приедет или опоздает, это не будет основанием, чтобы изменить сроки расследования.

Особенность 3. Дополнительные обязанности при смертельном несчастном случае

Смертельный несчастный случай в командировке работодатель расследует в том же порядке, что и тот, который произошел на его территории. Если сотрудник умер в командировке, дополнительная обязанность работодателя — транспортировать тело погибшего за свой счет, в том числе и из заграничной служебной поездки ( ст. 167 ТК). Также работодатель должен выплатить зарплату, которую работник не получил ко дню смерти. Выплату работодатель делает в течение недели со дня завершения расследования ( ст. 141 ТК). Дополнительно членам семьи умершего сотрудника выплачивают компенсацию за неиспользованный им отпуск. Помимо зарплаты и других выплат, родственники покойного вправе получить от организации пособие на погребение.

Особенности квалификации и расследования травм, полученных работниками в командировке

Получить увечье или иное повреждение здоровья работник может не только по месту работы, но и там, куда занесет его нелегкая доля командированного. Всегда ли такое событие будет считаться несчастным случаем на производстве? Нужно ли его расследовать и кто должен это делать? Попробуем разобраться.

Несчастный случай в командировке: производственный или нет?

В командировке работник выполняет служебное поручение работодател Однако это не означает, что любой несчастный случай с командированным работником автоматически будет производственным. Ведь у работника есть и личное время.

По общим правилам травма считается связанной с производством, если она получен

  • в рабочее время. То есть в часы работы по установленному графику, а также при работе сверхурочно, в выходные и праздники. Рабочим считается также время, необходимое для приведения в порядок приборов, одежды и т. п.;
  • во время служебных поездок при передвижении на любом виде транспорта и пешком, а по дороге на работу и с работы — только на служебном или на личном транспорте (при наличии соглашения с работодателем о его использовании);
  • при следовании к месту командировки и обратно. При этом неважно, как перемещался работник — пешком или на транспорте. Также не имеет значения, какой это был транспорт — личный, служебный или общественный;
  • при иных действиях, обусловленных трудовыми отношениями либо совершаемых в интересах работодателя.

В командировке трудно понять, где кончается работа и начинается личное время

Последний критерий при расследовании «командировочных» травм применяется значительно чаще, чем при расследовании происшествий по месту работы. Это связано с тем, что в служебной поездке работник может работать вечерами или в выходные и совсем не обязательно в офисе или на производстве.

Так, ВАС признал незаконными действия ФСС, отказавшего в выплате страхового возмещения по травме, полученной работником при поездке в магазин в рабочее время. Страховщик считал, что для признания поездки служебной нужны те же документы, которыми обычно подтверждаются «прибыльные» расходы (приказ об использовании личного авто для нужд организации, путевые листы, документы, подтверждающие необходимость приобретения товаров для организации, и т. д.). Таких документов у работодателя не было, все распоряжения были устными. Но ВАС решил, что это не меняет производственного характера поездк Отметим, что в приведенном деле несчастный случай произошел по месту постоянной работы. Однако высказанная позиция может очень пригодиться в случае спора о характере поездки в командировке. Ведь там перечисленные документы чаще всего не оформляются.

ВЫВОД

1. Расследовать надо любые несчастные случаи, происшедшие с работником в командировке.

2. Для правильной квалификации травмы в командировке важно не столько то, где она произошла и в какие часы, сколько то, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения: своих или работодателя.

Рассмотрим особенности квалификации травм, полученных командированными в различных ситуациях.

Дорога в командировку начинается

Где и когда начинается следование к месту командировки? Если работник утром прибыл на работу, а уже оттуда направился в аэропорт или на поезд — от места постоянной работы. Если же в день выезда в командировку работник на работу уже не выходит, то дорога начинается от дома. Но при этом важно учитывать и время, необходимое для того, чтобы добраться до места отправления соответствующего вида транспорта. Предположим, поезд уходит вечером, а работница вышла из дома уже утром (чтобы пройтись по магазинам или по пути навестить подругу). Понятно, что время, которое она затратила на свои личные дела, никак нельзя считать «следованием в командировку».

Читать дальше  Сколько положен больничный после лапароскопии

Учитывая сказанное, документальное подтверждение того факта, что несчастный случай произошел именно по дороге в командировку, часто вызывает сложности. Так, командировочное удостоверение дает информацию только о дате отбытия в командировку и прибытия в место назначения. В билетах указаны более точные данные (время вылета самолета, отправления поезда или автобуса), но этого не всегда достаточно. Если, к примеру, работник погиб в авиакатастрофе, то это бесспорно несчастный случай на производстве. Нужно лишь установить, что работник зарегистрировался на рейс. А если работник попал в аварию в такси или получил травму в метро, направляясь в аэропорт? Здесь придется сначала установить время выезда (например, свидетельскими показаниями), а потом сопоставить его со временем вылета.

Проблемы с квалификацией травмы могут возникнуть и в том случае, если работник едет в командировку из места, которое не совпадает с местом его жительства. Допустим, работника отозвали из отпуска в связи с необходимостью срочно отправить его в командировку. Для экономии времени работник выехал в командировку прямо из того города, где проводил отпуск, не заезжая домой. Это было согласовано с работодателем. По дороге на вокзал он споткнулся, упал и сломал ногу.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Чтобы определить, является ли травма, полученная в командировке, производственной, нужно установить, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения.

В данном случае работник уже следовал в командировку, поэтому травма является производственной. Но для того, чтобы в ФСС не отказали в выплате страхового возмещения, укажите в приказе о направлении работника в командировку, что работнику разрешается выехать в командировку из места отдыха (напишите конкретный адрес). Таким образом вы подтвердите, что работник выполнял волю работодателя. У организации также должен быть приказ о досрочном отзыве работника из отпуска с указанием даты и причин отзыва. И конечно, расследование комиссии должно подтвердить, что время выхода работника из дома (гостиницы и так далее) соответствовало времени отправления поезда.

Поездки во время командировки

Определить, была ли поездка, во время которой произошло несчастье, связана с производством, зачастую можно только исходя из комплексного анализа всех обстоятельств случившегося. Так, работник был командирован в соседний город. Каждый вечер он возвращался домой на автомобиле. В одной из таких поездок работник погиб. Комиссия признала этот случай не связанным с производством, исходя из следующего:

  • работнику было забронировано место в гостинице на период командировки и выделены деньги на проживание в ней;
  • решение о ежедневных поездках домой с работодателем не согласовывалось;
  • в командировочном удостоверении работника были сделаны только отметки о выбытии из родного города в первый день командировки и прибытии в город, где проходила учеба;
  • дополнительных заданий от работодателя в течение командировки, включая день гибели, работник не получал.

Главный государственный инспектор труда и судьи с решением комиссии согласилис

Рабочее время и отдых

Формально на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени тех организаций, куда они командированы. Однако это совсем не значит, что в другое время они не работают. У них может быть свой график, продиктованный целями командировк А уж просчитать график тех работников, которые не прикомандированы к конкретной организации, практически невозможно.

Как же правильно отнести момент получения работником травмы в период командировки к рабочему или личному времени?

СИТУАЦИЯ 1. Работник прикомандирован к другой организации, и его служебное поручение требует постоянного присутствия на работе

В таком случае производственный характер травмы, полученной в рабочие (по графику организации) часы, предполагается.

Важно установить, выполнял ли командированный служебное задание, когда произошел несчастный случай

Так, работник, направленный в командировку в Нигерию, работал по установленному графику и получил травму в рабочие часы на территории торгпредства при выполнении работ, предусмотренных должностной инструкцией. ФСС не признал случай страховым, указав, что работник вовремя не сообщил своему работодателю о несчастном случае и нет документов, устанавливающих его связь с производством. Но суды исходили из того, что травма была получена при исполнении трудовых обязанностей, а доказательства иного отсутствую

В другой истории командированные работники утонули в зоне трудовой деятельности геологического отряда. По мнению трудинспектора, место происшествия однозначно свидетельствовало о связи его с производством. Согласились с такой позицией и суды двух инстанций. Однако Верховный суд Республики Карелия отменил вынесенные ими решения. Он указал, что день, в который случилось несчастье, был объявлен выходным из-за проливных дождей. Работники в момент гибели занимались не производственной деятельностью, а рыбалко

Читать дальше  Сумма накопительной части пенсии после смерти

СИТУАЦИЯ 2. Командированный работник работает по вольному графику

Его командировка либо вообще не предполагает работу в других организациях, либо предусматривает их периодическое посещение. Например, работник встречается с представителем фирмы-партнера в кафе для целей переговоров. Это предусмотрено его служебным заданием, деньги на представительские расходы выделены. Во время обеда в кафе происходит пожар, и работник получает ожоги. Такой несчастный случай — производственный, поскольку работник выполнял задание работодателя. Но если бы работник пострадал во время обычного ужина в кафе гостиницы, то травма считалась бы бытовой.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

За сокрытие страхового случая от ФСС организация может быть оштрафована на 10 000 руб., а руководитель (предприниматель) — на

Так, вдове работника не удалось признать незаконным акт о расследовании непроизводственного несчастного случая с ее мужем, погибшим во время нахождения в командировке. Судьи (включая ВС) отметили, что несчастный случай произошел в нерабочее время и не при выполнении работ, а во время отдыха в гостинице. Причиной его был бытовой конфликт пострадавшего с другим лицо

В некоторых случаях определить границы рабочего времени помогает специфика профессии работника. К примеру, работа водителя заключается в перевозке пассажиров или грузов. Водитель, направленный в командировку для перевозки сотрудников налоговой инспекции, привез их в гостиницу в 19.30 и поставил машину в гараж. Около 23 часов, когда он вместе с налоговиками стоял на крыльце гостиницы, на инспекторов было совершено нападение, в ходе которого погиб водитель. Суд указал, что рабочее время водителя после постановки автомобиля в гараж закончилось, и на этом основании пришел к выводу, что несчастье не является «производственным

«Несчастные» формальности в командировке

Решение о том, как квалифицировать травму, принимает комиссия по результатам расследования несчастного случа Кто должен создавать комиссию, когда несчастный случай произошел с командированным? Это зависит от характера самой командировки.

СИТУАЦИЯ 1. Работник командирован в конкретную организацию для того, чтобы выполнить там определенную работу или иным образом участвовать в ее деятельности

Извещение по форме 1, которое направляется в ФСС, прокуратуру и другим обязательным адресата должно быть направлено также работодателю командированного работника, если несчастный случа

  • групповой (два человека и более);
  • тяжелый;
  • со смертельным исходом.

Например, работнику необходимо провести монтажно-сварочные работы. При монтаже высокой конструкции он падает и ломает ногу. Это страховой случай. Все связанные с несчастным случаем обязанности возлагаются на принимающую сторону. Она, в частности, должна:

  • уведомить ФСС и другие органы при необходимост
  • создать комиссию и расследовать несчастье с командированным работнико
  • составить акт о несчастном случае, даже если он произошел с прикомандированным работником в нерабочее время, например по дороге из гостиницы на работу.

Специальной формы акта для несчастного случая, не связанного с производством, пока не установлен Поэтому обычно вносятся необходимые поправки в форму акта о несчастном случае на производств

В состав комиссии по расследованию несчастного случая с работником, направленным в командировку, должен быть включен представитель его работодателя. А значит, нужно незамедлительно известить его о происшедшем. Сделать это можно в любой возможной форме (например, позвонить по телефону).

Комиссия, уже начавшая расследование, может передать дело работодателю командированног

Но даже если представитель работодателя опоздает или не приедет совсем, откладывать расследование нельзя. В акте, составленном по его результатам, должна быть указана организация, направившая работника в командировку. Кроме того, основному работодателю должны быть направлены копии акта и материалов расследовани

СИТУАЦИЯ 2. Работник не прикомандирован к другому работодателю, а действует самостоятельно, например посещает выставку

В этом варианте комиссию и весь последующий процесс расследования организует работодатель, который дал работнику соответствующее поручени При необходимости в комиссию включается организация, которая на любом законном праве (собственность, аренда и т. д.) владеет территорией, где случилось происшествие.

Если на территории вашей организации произошел несчастный случай с работником одной из следующих стран: Беларусь, Узбекистан, Армения, Украина, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Кыргызская либо Азербайджанская Республика, то оформление акта (по особой форме Н-1М) — всегда ваша обязанность. Аналогичные правила действуют в отношении ваших работников, командированных в эти стран

СИТУАЦИЯ 3. Несчастный случай с работником происходит по дороге в командировку

Например, при экстренном торможении он падает с верхней полки поезда. Здесь будет просто работать общее правило — комиссию по расследованию создает работодател Комиссия формируется в соответствии с обычным порядком.

И напоследок напомним, что сроки расследования несчастного случая не должны превышат

  • 3 дня — при легких повреждениях здоровья;
  • 15 дней — при тяжелых повреждениях либо гибели работника;
  • 1 месяц — со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила не сразу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector