Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Несанкционированное вмешательство в работу ипу

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Если потребитель нарушил условия эксплуатации ИПУ, в результате чего исказились его показания относительно объема полученных коммунальных услуг, исполнитель имеет право провести соответствующий перерасчет платы. В его основе лежит допущение о круглосуточной работе прибора учета. Коротко расскажем о том, что такое несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, на какую дату оно фиксируется и как влияет на размер платы за коммунальные услуги.

Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ

В соответствии с п. 2 новых Правил предоставления коммунальных услуг индивидуальный прибор учета (ИПУ) — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в МКД, жилом доме (его части) или домовладении.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерения утвержденного типа, прошедшие соответствующую проверку. Таким образом, используемые потребителем ИПУ должны отвечать требованиям об обеспечении единства измерений , включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерения и т.д.
———————————
Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в РФ единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).

Если говорить о составе обязательных требований именно к средствам измерения (ИПУ), необходимо отметить требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации.
Таким образом, нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации ИПУ, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность его применения по назначению — в целях учета объема потребления коммунального ресурса.
Например, для целей учета потребления электроэнергии точность показаний, полученных с помощью ИПУ, обеспечивается путем соблюдения установленных требований к его техническим характеристикам, порядку установки, принятию в эксплуатацию, сохранению средств маркировки и сохранности в ходе эксплуатации (см. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (6-е издание), утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979).

Ключевой момент. Признаком несанкционированного вмешательства в работу ИПУ является искажение его показаний.

Перерасчет платы

Согласно п. 62 новых Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель коммунальных услуг обязан:
— прекратить использование показаний этого счетчика при расчетах за коммунальную услугу;
— произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя.
Перерасчет осуществляется исходя из объема коммунального ресурса, рассчитанного как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу ИПУ согласно акту проверки его состояния до даты устранения такого вмешательства.
———————————
Такой акт составляется исполнителем с привлечением соответствующей РСО.

Если дату несанкционированного вмешательства в работу ИПУ установить невозможно, перерасчет проводится с даты последней проверки исполнителем исправности ИПУ, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу счетчика.
Правильность изложенного алгоритма расчета подтверждена Верховным Судом РФ (см. Решение от 20.12.2013 N АКПИ13-1027).

О несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ свидетельствует искажение им показаний учета коммунальных услуг. Факт такого вмешательства оформляется актом проверки состояния счетчика. Именно с даты его составления исполнитель вправе пересчитать потребителю плату за соответствующую коммунальную услугу. Методика этого перерасчета установлена новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Она основана на том, что нарушитель должен заплатить за коммунальную услугу столько, сколько заплатил бы при ее круглосуточном потреблении.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли исполнитель при выявлении факта вмешательства в работу прибора учета производить начисление согласно показаниям этого прибора в соответствии с п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и не производить перерасчет, как того требует п. 62 указанных Правил (вопрос возник в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, которое было обнаружено в период до 01.01.2017)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исполнитель не вправе производить начисление платы за коммунальные услуги по показаниям прибора учета, в работу которого имело место несанкционированное вмешательство, до устранения такого вмешательства.

Читать дальше  Сколько максимально можно сидеть на больничном

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ.
Той же нормой предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила).
Согласно п. 1 упомянутых Правил эти Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В п. 36 Правил указано, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими Правилами.
Абзац 4 п. 62 Правил (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) предусматривал, что при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета (абз. 5 п. 62 Правил в прежней редакции).
Как видим, приведенная норма указывает именно на обязанность (а не право) исполнителя коммунальных услуг пересчитать плату за соответствующую услугу при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета коммунального ресурса, по показаниям которого должен производиться расчет платы за коммунальную услугу.
В настоящее время порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета урегулирован п. 81.11 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017), согласно которому в случае, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Данная норма также является императивной и не предусматривает возможности избрать иные варианты расчета платы за коммунальную услуг в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Как отмечается в решении Верховного Суда РФ от 20.12.2013 N АКПИ13-1027, нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учета объема потребления коммунального ресурса.
Что же касается п. 61 Правил, то он устанавливает порядок расчета размера платы за коммунальную услуг в ситуации, когда прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период. В этом случае, как следует из данной нормы, исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из показаний прибора учета.
Поскольку в настоящей ситуации имело место несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, при перерасчете платы за коммунальную услугу п. 61 Правил не применим. Такой перерасчет должен производиться в соответствии с п. 62 Правил в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (применительно к правоотношениям, возникшим до вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и соответствующим периоду расчета).
Отметим также, что обязательство, в том числе возникшее из договора, прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1, п. 1 ст. 407 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 415 ГК РФ обязательство может быть прекращено освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей (прощением долга), но лишь при условии, что это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Законодательство прямо не запрещает полное или частичное освобождение исполнителем потребителя коммунальных услуг от обязанности по их оплате. Однако правомерность такого освобождения должна быть исследована с учетом конкретных обстоятельств и применимых к ним норм права, в том числе ограничений прощения долга, вытекающих из п. 1 ст. 415 ГК РФ. В спорной ситуации окончательную оценку таким обстоятельствам может дать только суд.

Читать дальше  Судьи замоскворецкого районного суда г москвы

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

6 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Какие санкции грозят собственнику квартиры, если в ходе проверки обнаружится (настоящее или мнимое) вмешательство в работу счетчика воды? Публикуем разъяснения Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области по этому вопросу

Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?

В соответствии с требованиями пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), учет объема (количества ) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Обеспечение оснащения жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается пунктом 81 Правил № 354 на собственника соответствующего помещения.

При этом, согласно требованиям пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:

— проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

— проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют непосредственно жители).

Указанные проверки должны проводиться исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Вместе с тем, пунктом 84 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки, предусмотренной пунктом 82 Правил № 354, при непредставлении потребителем (собственником помещения или лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющим коммунальные услуги) исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета в течение 6 месяцев подряд в срок не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или ) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями пункта 81 (11 ) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель коммунальных услуг при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

Читать дальше  Срок исковой давности по продаже недвижимости

В дальнейшем при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

— целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

— наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

— отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение данных требований, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика

Пример расчета доначисления платы за услугу «холодное водоснабжение» в жилом помещения, в котором зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя.

Иванов И. И. с женой и тремя детьми (5 проживающих и зарегистрированных потребителей) проживают в жилом помещении, которое находится в многоквартирном доме с централизованным холодным водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм;

— утвержденный тариф на холодную воду – 34,60 руб./куб. метр;

— утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (для многоквартирных или жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм) на одного человека в месяц составляет 4,85 куб. метр /чел.

Иванов И. И. допустил несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно, установил магниты на прибор учета холодной воды 20 июля 2017 года, при этом нарушив целостность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

факт указанного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета был выявлен управляющей организацией 31 октября 2017 года при проведении проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета холодной воды, что подтверждается соответствующим актом, при этом ранее указанная проверка проводилась 6 месяцев назад.

При данных условиях размер доначисления платы за холодную воду составит:

4,85 куб. метр /чел. * 5 человек * 34,60 руб /куб. метр * 3 месяца * 10 = 25171,50 руб., где,

— 4,85 куб. метр /чел. * 5 человек – объем, рассчитанный на основании норматива потребления холодной воды и количества потребителей за один месяц;

— 34,60 руб /куб. метр – стоимость 1 куб. метра холодной воды;

— 3 месяца – период несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, определенный в указанном размере в связи с тем, что вмешательство в работу прибора учета допущено 20 июля 2017 года (более 3 месяцев с момента установления факта несанкционированного вмешательства) и последняя проверка состояния приборов учета проведена 6 месяцев назад;

— 10 – повышающий коэффициент, установленный пунктом 81 (11 ) Правил № 354 в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Таким образом, несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов приводит к значительному доначислению платы потребителю.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в целях предотвращения имущественных споров между потребителями и управляющими организациями по вопросам доначисления платы в связи несанкционированным вмешательством в работу приборов учета коммунальных ресурсов рекомендует собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивать сохранности и целостность приборов учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также обеспечить отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector