Этапы закупочного цикла предусмотренные 44 фз

— Максим Николаевич, всегда, когда вступает в силу новый закон, возникают вопросы «переходного периода». И новый № 44-ФЗ не стал исключением: чем он принципиально не похож на ФЗ-94?

— В целом, закон сильно поменялся для заказчиков, но не очень сильно для поставщиков. И на самом деле вопросов много. ФЗ-94 регулирует исключительно процесс закупки, а ФЗ-44 включает целое направление, в котором есть все этапы жизненного цикла: от планирования до результата по контракту. И заказчику теперь надо знать и ФЗ-44, и ФЗ-223. В частности, используя, где возможно, преимущества последнего, в рамках которого заказчик фактически пишет правила своих закупок сам. Тому, кто сейчас уже юридически подкован, будет проще жить по-новому.

На мой взгляд, у нового закона есть и плюсы, и минусы. Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, позволит стимулировать государственных заказчиков на получение оптимальных результатов по контрактам, ведь не секрет, что ранее большинство заказчиков были озадачены только вопросом, как потратить бюджетные средства, а что получится в результате — мало кого интересовало. Закон для поставщиков открывает гораздо больше возможностей, а для заказчиков — больше сложностей при организации.

— Новый закон обязывает заказчиков составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование — установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в т.ч. их предельной цены. Данные меры призваны исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории «люкс». При этом предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.
В соответствии с законом, основные закупки будут делаться на электронных аукционах в интернете, также могут применяться различные виды конкурсов, запросы котировок и запросы предложений. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, но теперь заказчик обязан обосновать, почему данный контракт заключается с единственным поставщиком.

— ФЗ-44 предусматривает четыре этапа закупочного цикла. Какие?

— Первый — прогнозирование потребности и планирование соответствующей закупки, второй — осуществление закупки, третий — управление контрактом, четвертый — подведение итогов с оценкой эффективности закупок. При этом важно помнить, что результаты последнего этапа ложатся в основу планирования следующего закупочного цикла. Кстати, от самого термина «размещение заказов» в новом законе отказались, заменив его другим — «определение поставщиков».

— Какие способы госзакупок регламентированы?

— Закон существенно расширяет перечень способов размещения государственного заказа и осуществления закупок. Теперь заказчик вправе использовать: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

— Предусмотрены ли антидемпинговые меры?

— Да, для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Еще одним новшеством является положение, согласно которому электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него банковский процент.

— А реестр недобросовестных поставщиков сохранится или его начнут вести заново?

— В ст.104 № 44-ФЗ предусмотрено создание и ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2, ст.104). Попасть в новый реестр можно будет также на два года. И на два года это полностью лишит возможности участвовать в госзакупках. А старый реестр продолжит свое существование по тем правилам, которые прописаны в № 94-ФЗ.

— Запрос котировок оставили в новом законе, несмотря на инициативу ФАС их упразднить.

— И это скорее положительный момент, т.к. запрос котировок является самым простым и быстрым способом закупок. Вопрос коррупционности данного способа закупок в новом законе снимается разрешением участникам присутствовать при вскрытии конвертов, чего нет в № 94-ФЗ. Изменились ограничения по проведению запроса котировок: если в Федеральном законе № 94-ФЗ можно было закупать одноименную продукцию на сумму не более чем 500 тыс. руб. в течение квартала, то в № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн руб. в год. Предельный потолок закупки остался прежним.

Читать дальше  Протокол разногласий дата заключения договора

То же самое можно сказать и о закупках у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика не более чем на 100 тыс. руб., не может превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, и не может превышать 50 млн руб. в год. Образовательные учреждения и учреждения культуры имеют возможность в рамках нового закона закупать на сумму до 400 тыс. руб. и до 50% от суммы закупок. Есть еще ряд случаев, когда заказчики имеют право делать закупки у единственного поставщика, но, по нашему мнению, таких закупок в 2014 г. станет намного меньше. У единственного поставщика должно быть закупок по минимуму и в том случае, если они крайне необходимы. Во всех остальных случаях лучше проводить торги, особенно если это плановые закупки. В случае если заказчик неправомерно провел закупку у единственного поставщика, вместо проведения торгов на него налагают штраф 50 тыс. руб.

— Есть ли изменения в части обеспечения контрактов?

— Довольно значительные. Есть обеспечение заявки от 0,5 до 5% от начальной стоимости контракта. Теперь это стало обязательным для всех аукционов и конкурсов. Также обязательным стало обеспечение контракта от 5 до 30%, но не менее суммы предоплаты. Здесь основные изменения касаются предоставления банковских гарантий. Зачастую они были поддельными. Сейчас же 44-й закон их отменяет — все банковские гарантии должны быть прозрачными: фиксироваться на сайте zakupki.gov.ru. Поэтому для бизнеса, который работал с полузаконными банковскими гарантиями, многое изменится. Во-первых, ограничен перечень банков, которые выпускают гарантии, ужесточены со стороны Центробанка сами условия по выпуску гарантий. Поэтому многие банки не будут этим заниматься и стоимость банковских гарантий однозначно вырастет.

— Еще одно новшество — общественный контроль.

— Да, ввели общественный контроль над соблюдением требований законодательства в сфере закупок. В чем суть? Теперь любой человек или общественная организация может на любом этапе проверить, затребовать информацию о любой закупке. В случае несогласия с этой закупкой можно пожаловаться на заказчика, обратившись в ФАС, арбитражный суд и правоохранительные органы. Я уверен, что заказчикам станет гораздо сложнее, т.к. общественный контроль ничем не нормируется и заказчики по результатам общественного контроля могут получить огромное количество бумажной работы.

— Любым делом должен заниматься профессионал. И организацией закупок — тоже. Теперь для ведения закупочной деятельности у заказчика обязательно должны быть специалисты по закупкам?

— Если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб., создание контрактной службы не обязательно, достаточно контрактного управляющего. Специалисты контрактной службы и контрактные управляющие обязательно должны иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 835 перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла, утвержденный постановлением Правительства от 28 ноября 2013 г. № 1087 (далее – перечень), дополнен еще одним основанием: заказчики вправе заключить контракт жизненного цикла с единственным поставщиком по п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, у организации оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), включенной в формируемый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 сводный реестр организаций ОПК.

Читать дальше  Организация обучения по вопросам охраны труда

Напомним, что в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контрактом жизненного цикла является контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. В настоящее время с учетом изменений перечень содержит 16 оснований для заключения контрактов жизненного цикла.

Изменения вступают в силу с 11 июля 2019 г.

Читать первоисточник: Институт госзакупок (08.07.2019)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Контрактом, заключенным на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусмотрены этапы выполнения, содержится условие о поставке товаров по заявкам заказчика. Заказчиком оформляются отчеты об исполнении контракта по каждой заявке, в том числе (в случае поставки продуктов питания) — ежедневно. Каков порядок вступления в силу изменений с 01.07.2018 в части исполнения контрактов, а именно, отчетности по отдельным этапам поставок лекарств и продуктов питания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении указанных в вопросе контрактов отчеты об их исполнении как до, так и после 1 июля 2018 года должны размещаться в ЕИС однократно — после полного исполнения всех обязательств по контракту.

Обоснование позиции:
С 1 июля 2018 года в связи со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ (далее — Закон N 504-ФЗ) существенно изменятся положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), в том числе касающиеся порядка исполнения контракта.
Так, новая редакция ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 данного Закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее — ЕИС) и содержащем информацию, указанную в этой части.
Таким образом, в соответствии с новой редакцией указанной нормы с 1 июля 2018 года заказчики должны отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд. руб. Соответственно, если предметом контракта не являются работы, указанные в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и цена контракта менее 1 млрд. руб., с 1 июля 2018 года заказчики не обязаны размещать в ЕИС отчеты с информацией о результатах исполнения отдельного этапа контракта.
Определения понятия "этап исполнения контракта" не содержат ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты в сфере закупок. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). На практике, полагаем, необходимо исходить из разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда в связи с вопросом о переходе рисков случайной гибели или случайного повреждения результатов выполненных работ. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если выделение в исполнении контракта этапов предусмотрено договором, чего в данном случае нет.
Следует иметь в виду, что в разъяснениях государственных органов и правоприменительной практике на сей день сформирована позиция, согласно которой если условиями контракта этапы не предусмотрены, однако фактически оплата осуществляется с определенной периодичностью, то есть за исполненное в течение соответствующего периода (например, ежемесячно, ежеквартально и т.п.), то в таком случае отчет об исполненном за соответствующий период должен формироваться и размещаться в ЕИС (смотрите п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, письма Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263, от 31.12.2014 N Д28И-2919, от 22.01.2015 N Д28и-118, от 24.04.2017 N Д28и-1667, от 20.03.2017 N Д28и-1390, письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5, письмо Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).
Однако, на наш взгляд, учитывая вышеизложенное, такой подход не вполне соответствует требованиям положений ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Неоднократная приемка товара в течение срока действия договора, равно как и периодическая оплата, не должны рассматриваться в качестве свидетельства выделения этапов в договоре. Подписание промежуточных актов приемки без выделения этапов исполнения контракта его условиями, как мы полагаем, может служить только для проведения расчетов, такие акты не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта, как и указано в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51. Тем более, полагаем, это касается контрактов, в которых не предусмотрено ни этапов, ни периодичности исполнения, но исполнение по заявкам заказчика.
Отсюда можно сделать вывод, что по описанным в вопросе контрактам отчеты об их исполнении как до, так и после 1 июля 2018 года должны размещаться в ЕИС однократно — после полного исполнения всех обязательств по контракту. С учетом того, что, как показано выше, законодательство и ранее предусматривало выделение только этапов строительных работ, можно сказать, что вносимые в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ изменения просто делают ненужность предоставления периодических отчетов по контрактам, подобных описанным в запросе, более наглядным, устраняя имеющуюся на настоящий момент возможность расширительного толкования.

Читать дальше  Срок взыскания долга по исполнительному листу

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector