Экологическая экспертиза проекта строительства

Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.

Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.

То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).

Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?

Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит)похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.

Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.

Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.

С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.

174 ФЗ об экологической экспертизе

В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.

Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Виды экологической экспертизы: общественная и государственная

Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:

  • общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
  • государственная(организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.

Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.

Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.

Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.

Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:

1) наименование исполнителя;

2) описание объекта экспертизы;

3) данные о регистрации соответствующего заявления;

4) сроки проведения;

5) состав экспертной комиссии;

6) техническое задание;

7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.

Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?

В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:

1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;

2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.

Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.

Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.

К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.

Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.

Читать дальше  Недостача при инвентаризации что делать продавцу

После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2019 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение объекта экспертизы в части проектных документов на буровые скважины.

IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.

Публичное обсуждение было закончено 6 февраля 2018 года.

Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня, они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.

Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).

Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:

1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;

2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;

3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;

4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;

5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;

6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;

7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:

проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;

8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).

Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:

проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;

материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;

объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;

материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, строительство которых предполагаетсявыполнять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.

Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:

Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.

Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Виды и цели экологического аудита в России

Экологический аудита и порядок его проведения

В РФ предусматривается проведение:

добровольного экологического аудита;

обязательного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;

2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;

3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;

4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;

6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

Читать дальше  Пени по страховым взносам платежное поручение

7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.

Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.

Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.

Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.

Виды экологического аудита

Есть инициативный и обязательный экологический аудит. В этих рамках могут быть следующие его виды:

1) оценка опасности отходов;

2) оценка экономического ущерба от загрязнений;

3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;

4) оценка эффективности системы экоменеджмента;

5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;

7) определение рациональности природопользования на определённой территории;

8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;

9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;

11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Цели экологического аудита

1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.

3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.

4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.

5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.

6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.

При возведении строительных объектов важно чтобы соблюдались все нормы и стандарты, установленные законодательством, причем не только технического характера, но и экологического.

Так в процессе проведения экологического исследования эксперт выясняет, допустимо ли строительство, либо эксплуатация данного объекта, и не принесет ли эта деятельность вред окружающей среде и здоровью человека. Экологическая экспертиза в строительстве с каждым становится все более востребованной услугой, поскольку растет число компаний-застройщиков.

Понятие «экологическая экспертиза» в соответствии с законодательством представляет собой установление соответствия документации, связанной со строительством и эксплуатацией объекта, экологическим требованиям.

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» это исследование проводится в обязательном порядке для всех строительных объектов. Экспертиза в сфере строительства может быть проведена как государственным экспертным учреждением, так независимой экспертной организацией, какой и является некоммерческое партнерство «Федерация Судебных Экспертов». Наша организация уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в сфере проведения различного рода экспертиз. Структурные подразделения НП «Федерация Судебных Экспертов» располагаются практически в каждом субъекте нашей страны.

Особое внимание эксперты уделяют также тем объектам, которые еще не были построены, но уже есть необходимый план их строительства, такое исследование получило название экологическая экспертиза проектов строительства. Так эксперт оценивает степень потенциальной опасности, проводит всестороннее исследование и оценку техногенного воздействия строительного объекта, который будет возведен, на окружающую среду и здоровье человека.

Выдача разрешения на строительство объекта выдается только в том случае, когда эксперт даст свое положительное заключение, о том, что все требования по экологической безопасности будут соблюдены, природа будет защищена от негативного воздействия, а по отношению к населению будут выполнены все меры по осуществлению экологической безопасности.

Обязательные к исполнению застройщиком требования закреплены в ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Экологическая экспертиза объектов строительства также может проводиться для обоснования инвестиций в строительный проект.

Отрицательное экспертное заключение влечет за собой отказ государственных или муниципальных органов в выдаче разрешения на строительства объекта. В каком случае эксперт может дать отрицательное заключение? Основные причины отказа:

  • Несоответствие технической документации на строительный объект требованиям законодательства в области охраны и защиты окружающей среды.
  • Недостаточное исследование и описание состояния природы в месте планируемого строительства.
  • Непредставление сведений о возможных негативных последствиях для окружающей среды и человека в результате строительства и эксплуатации объекта.
  • Отсутствие плана решения проблем, которые могут возникнуть в сфере экологической безопасности.

Также, если будут выявлены грубые нарушения в составлении документации проекта строительства, при намеренной фальсификации документов и несоблюдение требований законодательства нашей страны в сфере экологической безопасности, заказчики такой документации несут административную, материальную, гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Экологическая экспертиза в сфере строительства имеет свои принципы:

  • действует презумпция потенциальной экологической опасности исследуемого объекта;
  • обязательность проведения экологической экспертизы до начала процесса строительства;
  • должна производиться комплексная оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического исследования;
  • экспертиза должна быть достоверной и содержать достаточно полные данные об объекте исследования;
  • эксперты должны быть полностью независимы в своей деятельности; результаты экологической экспертизы должны быть научно обоснованны.
Читать дальше  Паспортный контроль на границе с белоруссией

Лица, производящие экологическую оценку строительства несут ответственность за выдаваемое заключение, и в случае если будет в последствие выявлено что оно заведомо ложное, то эксперт может понести наказание по всей строгости закона.

Срок проведения экологической экспертизы при строительстве зависит от характеристик исследуемого объекта. Так для простых объектов он составляет до 30 дней; для строительных объектов средней сложности – до 60 дней; для сложных объектов – до 120 дней. Однако специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» являются профессионалами своего дела и на протяжении многих лет занимаются проведением экологических экспертиз в сфере строительства. Поэтому наши эксперты могут выполнить исследование в более короткий срок, чем устанавливает законодательство. Наше учреждение оборудовано самым современным оборудованием, в отличие от государственных экспертных бюро и наши работники регулярно проходят курсы повышения квалификации, что позволяет им шагать в ногу со временем.

Стоимость экологической экспертизы в сфере строительства в НП «Федерация Судебных Экспертов» в среднем не выше чем в других экспертных учреждениях. Однако для того чтобы узнать конкретную стоимость экспертизы Вам нужно лично обратиться к нашим специалистам и предоставить всю необходимую документацию на строительный объект.

Все статьи по теме «Строительная экспертиза»

Подготовка и согласование экологической документации, проведение инженерных изысканий и гарантия прохождения экологической экспертизы проектов строительства – от специалистов компании «ЭкоЭксперт».

Экологическая экспертиза проекта строительства проводится для обеспечения охраны окружающей среды от хозяйственной деятельности человека и, одновременно, для предупреждения негативного воздействия среды на возводимое строение. Она может проводится как государственными, так и независимыми организациями, имеющими соответствующую аккредитацию, и в обоих случаях финансируется заказчиком строительства. Положительное заключение эксперта позволяет продолжить реализацию проекта и ввести его в эксплуатацию в запланированных объемах и сроках. Отрицательное, наоборот, исключает дальнейшее производство работ и получение разрешений на строительство от государственных и муниципальных органов власти.

Законодательная база для проведения экологической экспертиза проекта строительства

Основным законом, где прописана необходимость проведения экологической экспертизы для проекта строительства, является Градостроительный кодекс РФ. Этой процедуре посвящены статья №49, куда последние изменения вносились 29 апреля 2018 г. В статье указаны перечни объектов:

  • обязательных для проведения экологической экспертизы (капитальное строительство с учетом всех исключений);
  • обязательных для проведения государственной экологической экспертизы (при расположении участка в особой экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, особо охраняемых природных территория и т.п.);
  • не требующих проведения экологической экспертизы при проектировании строительства (индивидуальных жилых домов высотой до 3 этажей, капитальных строений площадью до 1500 кв.м. и высотой до 2-х этажей, не предназначенных для проживания и производства и т.д.).

Какие документы подаются на экологическую экспертизу в составе проекта

В градостроительном кодексе упоминаются два вида документации, проходящие экологическую экспертизу:

  • проектная документация объекта строительства;
  • результаты инженерно-экологических изысканий – они могут являться неотъемлемой частью первого пункта либо подаваться на прохождение экспертизы отдельно.

Проект строительства с экологической точки зрения должен включать различные документы и отчеты, содержание которых гарантирует соблюдение всех норм и законов, рациональное использование природных ресурсов и бережное отношение к окружающей среде. Перед началом строительства должны быть оценены все возможные риски, составлены прогнозы воздействия объекта на окружающую среду, расписаны программы мониторинга и предусмотрены защитные мероприятия. Основные виды экологической документации, которые требуется составить и согласовать для прохождения экологической экспертизы – это ПМООС (план мероприятий по охране окружающей среды) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Первый подается в составе комплекта документов на государственную строительную экспертизу, второй – подлежит экологической экспертизе либо согласуется в Роспотребнадзоре или Росприроднадзоре.

Результаты инженерно-экологических изысканий на участке строительства содержат сведения о текущей экологической обстановке, радиационном, химическом, биологическом, шумовом загрязнении. Они позволяют определить, пригоден ли данный участок для запланированного строительства и дальнейшей эксплуатации, а в противном случае – определить, какие меры нужно предпринять, чтобы привести его в соответствие с санитарными нормами.

Можно ли гарантировать прохождение экологической экспертизы

Основным требованием для получения положительного заключения о прохождении экологической экспертизы является соответствие всех поданных документов действующим законодательным актам и нормативам. Соответственно, на стадии производства инженерных изысканий, при расчете воздействия объекта на окружающую среду, составлении планов защитных мероприятий и других этапах работ требуется участие специалистов-экологов. Их высокая квалификация и грамотно организованный ход работы на каждом этапе с учетом последних изменений в законодательстве фактически гарантирует быстрое прохождение экспертизы. После подачи документов на рассмотрение также требуется активное участие профессиональных экологов, ведь любые уточнения и исправление замечаний, которые может потребовать эксперт, требуют скорейшего рассмотрения и квалифицированного ответа.

Оптимальный вариант — если у компании-застройщика есть в штате собственные экологи, ответственные за подготовку и проведение экологической экспертизы. Если таких специалистов нет, то проще и эффективнее найти специализированную компанию-подрядчика.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по экологической экспертизе проекта строительства.

Компания «ЭкоЭксперт» уже более 10 лет взаимодействует с природоохранными организациями и помогает своим клиентам согласовать, разработать и провести любые работы в экологической сфере. Работа с нами — это гарантия высокого качества и положительного результата для всех заказанных услуг и документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector