Что относится к товарам первой необходимости

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
"Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения"

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — предельные розничные цены).

2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Читать дальше  Ответственный за воинский учет и бронирование

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

товар первой необходимости — Товар повседневного спроса, который люди стараются покупать недалеко от места своего проживания или работы … Словарь по географии

ТОВАР ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ — – какое либо благо, потребление которого существенно не изменяется при изменениях дохода. К Т. п. н. относятся прежде всего основные продукты питания … Экономика от А до Я: Тематический справочник

ПРЕДМЕТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ — (necessity) Товар или услуга, потребление которых индивидом при данной цене увеличивается в меньшей степени по сравнению с увеличением его дохода. Следовательно, эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) на предмет первой… … Экономический словарь

ТОВАР НЕЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА — товар, объем потребления которого стабилен при изменении цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости для населения, обеспечивающие прожиточный минимум … Большой экономический словарь

ТОВАР ЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА — товар, объем потребления которого существенно зависит от уровня цены или доходов потребителей. К товарам эластичного спроса относятся, в первую очередь, все предметы роскоши, товары не первой необходимости … Большой экономический словарь

Товар Гиффена — Парадокс Гиффена Товар Гиффена товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При … Википедия

товар — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? товара, чему? товару, (вижу) что? товар, чем? товаром, о чём? о товаре; мн. что? товары, (нет) чего? товаров, чему? товарам, (вижу) что? товары, чем? товарами, о чём? о товарах 1. Товаром… … Толковый словарь Дмитриева

НОРМАЛЬНЫЙ/СТАНДАРТНЫЙ ТОВАР — (normal good) Товар, потребление которого возрастает с повышением дохода. Следовательно, любой товар является нормальным, если он не отличается низким качеством; это относится к большинству товаров. Нормальные товары делятся на предметы первой… … Экономический словарь

Эластичность спроса — позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Содержание 1 Виды эластичности 1.1 Эластичность спроса по ц … Википедия

Торговля — (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Статьи по теме

Некоторые компании торгуют товарами первой необходимости. Читайте в статье, что входит в подобные товары и какие риски учесть предпринимателям.

Читайте в нашей статье:

Правительство перечислило продукты первой необходимости в специальном постановлении

В экономике товарами первой необходимости принято называть такие, потребление которых при изменении дохода существенно не меняется. То есть это товары, без которых человеку нельзя обойтись. Закон относит к ним хлеб, крупы и другую продукцию.

Читать дальше  Протезирование тазобедренного сустава по квоте

Если компания продает продукты первой необходимости, она должна учитывать:

  1. В каких случаях реализация подобных товаров вызовет интерес ФНС или антимонопольной службы.
  2. Когда Правительство вмешается в рост цен на товары первой необходимости.
  3. Какие действия вправе принимать местная администрация в сфере регулирования цен.
  4. Какие риски несет деятельность по распространению данных товаров.

Товары первой необходимости – это некоторые продукты. В законе нет определения, что относится к данной категории. Их список привели в постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Правительство указало, что на данную продукцию устанавливают предельно допустимые розничные цены. Перечень продовольственных товаров первой необходимости включает в себя:

  1. Говядину, свинину и баранину (кроме бескостного мяса).
  2. Куры (кроме куриных окорочков).
  3. Рыбу мороженую неразделанную.
  4. Масло сливочное и подсолнечное.
  5. Молоко питьевое.
  6. Яйца куриные.
  7. Сахар-песок.
  8. Соль поваренную пищевую.
  9. Чай черный байховый.
  10. Муку пшеничную.
  11. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
  12. Вермишель.
  13. Некоторые крупы (рис шлифованный, пшено, крупу гречневую – ядрицу).
  14. Некоторые овощи (картофель, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, морковь).
  15. Яблоки.

В каком случае Правительство установит цены на продукты из перечня социально значимых товаров

Цены на продукты первой необходимости формируют на основании предложений Минэкономразвития. Ведомство проводит анализ макроэкономического состояния розничных цен по данным:

  • ФСГС, которая собирает сведения о средних розничных ценах;
  • хозяйствующих субъектов, которые занимаются поставкой и торговлей продовольственными товарами (п. 3 Правил, утв. постановлением № 530).

Министерство учитывает статистические данные в сфере оборота таких товаров, если на территории субъекта:

  • 30 календарных дней увеличивались розничные цены на товары первой необходимости;
  • рост составил выше 30 %.

В указанной ситуации Правительство РФ вправе устанавливать в таком субъекте предельно допустимые розничные цены на данные товары. Закон позволяет регулировать стоимость на срок до 90 дней (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Решения органов местного самоуправления не могут диктовать цены компаниям

Закон не позволяет органам местного самоуправления устанавливать лимит цен на социально значимые товары. Администрация может заключать об этом соглашения с компаниями. Но договоренности должны носить добровольный характер. Иначе ФАС расценит действия власти как нарушение антимонопольного законодательства.

В одном споре муниципалитет смог обжаловать подобное решение ФАС. Служба привлекла его к ответственности за незаконное установление правил торговли (ст. 15 закона № 381-ФЗ). ФАС сочла, что определение цен на продукты первой необходимости выходит за рамки полномочий муниципалитета. Таким правом обладает только Правительство.

На деле администрация предложила предпринимателям заключить соглашение о поддержании цен на отдельные виды продукции. Суды установили, что спорный договор – результат соглашения администрации с предприятиями торговли. Соглашение могли поддержать любые торговые компании, а также они могли выйти из соглашения. Договор имел социальную направленность, стороны заключили его в период финансового кризиса на непродолжительный срок. Действия муниципалитета не привели к установлению на рынке правил торговой деятельности в разрез с требованиями федеральных законов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2013 по делу № А31-6608/2012).

Читать дальше  Распечатать договор купли продажи прицепа 2018

На товары первой необходимости нельзя завышать цены

Если антимонопольный орган посчитает, что компании в результате согласованных действий устраняют конкуренцию на рынке, им грозит штраф. Чтоб оспорить постановление ФАС, придется доказывать:

  • объективные обстоятельства для роста цен,
  • отсутствие сговора,
  • возможность приобретать товар у других продавцов по иным ценам.

Такие ситуации происходят нечасто. Риски появляются, когда цены растут по причине неурожая.

Так, ФАС выявила, что цены на продукт первой необходимости (гречневую крупу) в одном субъекте РФ выросли на 126 %. Служба привлекла компании к ответственности. Она решила, что организации договорились между собой об установлении одинаковых цен на этот продукт и нарушили закон о защите конкуренции. Истцы смогли оспорить решение ФАС только в суде кассационной инстанции.

Компании подняли цены, поскольку повысилась оптовая и закупочная стоимость крупы. В свою очередь, поставка подорожала из-за неурожая гречихи вследствие засухи. Заявители подтвердили, что сформировали собственную методику ценообразования. Кроме указанных компаний, гречку распространяли другие поставщики, а значит, установить монопольные цены было невозможно. Суд пришел к выводу, что единообразия, синхронности, однотипности в действиях и поведении заявителей нет. ФАС неправомерно признал их нарушителями антимонопольного законодательства (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 по делу № А38-231/2011).

В другом деле администрация также ставила цель стабилизировать ситуацию на потребительском рынке. Она провела совещание с участием представителей предприятий розничной и оптовой торговли. Участники подписали соглашение об установлении торговой надбавки в размере не более 15 % на отдельные виды социально значимых товаров. Суды также пришли к выводу, что добровольное соглашение, из которого вправе выйти любое лицо, не нарушает антимонопольное законодательство (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2013 по делу № А31-5216/2012).

При организации торговли учитывайте налоговые риски

Компания, которая реализует социально значимые товары, может рассчитывать на субсидии, если такие средства выделяет администрация. В такой ситуации проблемы могут возникнуть с налоговой инспекцией.

Например, компания представила в ФНС корректирующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость. Инспекция выявила нарушения и предложила доплатить налоги. С ее точки зрения, предприятие необоснованно исключило из базы по НДС суммы субсидий, которые поступили из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов по регулируемым сортам хлеба. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика.

Суд не согласился с позицией ФНС. Он указал, что компания получила субсидии. Указанные средства не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Администрация выделила средства не в счет увеличения доходов. Компания получила деньги, чтобы покрыть расходы, которые она несла в связи с производством регулируемых сортов хлеба. Спорные средства не включают в базу по НДС (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.09.2017 № Ф10-3730/2017 по делу № А35-805/2016).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector