Чем отличается русская школа от американской

Культура любой страны начинается с образованности ее населения. Современная система образования на примере России и США имеет как сходную структуру, так и отличительные черты.

Еще в XX веке Америка одной из первых стран расширила массовый доступ к высшему образованию. И все же обучение в университетах оказалось далеко не всем по карману из-за своей дороговизны. Советский Союз, в свою очередь, сделал акцент на государственной поддержке перспективной молодежи, что также увеличило коэффициент образованности населения. В нынешнее время оба государства уделяют особое внимание системе образования детей.

Дошкольное образование в США и России

В нежном возрасте проще всего заложить интерес к обучению, тем самым обеспечив повышение последующего уровня развития. Ранние школы (ясли) для самых маленьких американских граждан трех–шести лет работают под покровительством разных колледжей или частных организаций. Малышей в игровой форме готовят к основам письма, чтения, счета. В пятилетнем возрасте детей постепенно переводят от игр к непосредственной учебе. Атмосфера дошкольных учреждений прекрасно стимулирует у малышей развитие творческого и умственного потенциала.

В России дошкольное образование входит в многоуровневую программу непрерывного обучения. Детские учреждения типа детского сада частично решают родительскую проблему занятости на работе. Основная задача детских садов — подготовить ребенка к школе. В зависимости от приоритета направления, детские сады делятся на разные категории. Среди них детские сады комбинированного типа, компенсирующего вида, с ясельными группами, сады с приоритетными направлениями (творческим, физическим, интеллектуальным, эстетическим) и центры развития ребенка.

Российское дошкольное образование обеспечивает развитие и уход за детьми от двух месяцев до семи лет.

Школьное образование в России

Динамика развития социума требует от образовательной функции подготовки ориентированных кадров. Если раньше школа воспринималась только как храм знаний, то сейчас ее задача развить в ребенке жажду к познанию и, что немаловажно, научить работать с информацией. Когда первая ступень пробуждения в ребенке интереса пройдена, начинается школьный период.

Вторая ступень лестницы знаний в России отведена средним школам, обеспечивающим общее образование. Сами заведения делятся на школы обычные, с углубленным изучением математики, английского, музыки и др., лицеи, гимназии.

Общий курс в русских школах обеспечивает 11-летняя программа. Из них первые четыре года отводятся для начального образования, последующие пять лет проводятся на базе основного общего среднего образования. Эти суммарные 9 классов предусмотрены в Конституции РФ как обязательные для всех детей. Выпускникам девятых классов выдается «Аттестат об основном общем образовании» на основании отметок по начитанным дисциплинам и результатам экзаменов (математика, русский, остальные два на выбор). С полученным аттестатом выпускники могут пойти учиться в профессиональные училища, техникумы, колледжи.

Среднее специальное учебное заведение типа колледжа и техникума за два-три года готовит младших специалистов (техника, менеджера, юриста, бухгалтера и др.). После его окончания студент имеет право продолжить обучение в университете по сокращенной программе (при условии выбора своей специальности) или наравне с выпускниками 11 классов.

Ученики в училище

Последние два года старшей школы в основном отводятся на подготовку к поступлению в университеты. Для школьников старших классов вводятся новые дисциплины и дается более углубленный материал по уже пройденным предметам.

На сегодняшний день Министерство образования РФ пытается внедрить для старшеклассников заимствованную у Запада систему профильного образования. Это когда ученики самостоятельно выбирают направление углубленного изучения дисциплин, в зависимости от своих способностей.

Итогом 11-летней учебы выступает Единый государственный экзамен (ЕГЭ), на основании которого выдается «Аттестат о среднем образовании», открывающий дверь в университеты.

Бланк сдачи Единого государственного экзамена

Оценивание качества знаний в России ведется по пятибалльной системе:

1-2 балла считаются неудовлетворительным уровнем.

3 балла — удовлетворительный средний уровень.

4 балла — выше среднего, или хорошо.

5 баллов — отлично усвоенный материал.

Иногда учителя добавляют знаки «+» и «−» после отметки, свидетельствующие о качестве ответа в большую или меньшую сторону. Правда, в перечне оценок аттестата данная приписка не учитывается.

Новшества

1 января 2015 года вступил в действие приказ Министерства образования и науки РФ о введении в программу обучения электронной версии школьных учебников. При этом структура электронного формата должна соответствовать печатной версии и дополнять ее мультимедийными свойствами. Эти новшества позволят ученику повысить восприятие материала за счет подключения зрительного контакта и органа слуха.

Школьное образование в США

Отличительная черта образования в США — отсутствие единой государственной системы. Политика каждого штата — в самостоятельном выборе программы обучения. Общественные школы относятся к школьным округам, рассредоточенным по территории страны. В свою очередь, школьными округами руководят школьные комитеты и попечительский совет в лице учителей родителей и администрации школ. Всего в США насчитывается 14 тыс. школьных округов, финансированием которых в основном занимаются местные власти.

Среднее образование в США осуществляется на бесплатной основе и является обязательным. А также существует ряд платных частные школ с более высоким уровнем образования и специализированные школы для одаренных детей. Некоторые родители по ряду причин предпочитают нанимать учителей для домашнего образования. В таком случае штат может потребовать поддерживать соответствующий уровень образования у ребенка.

В целом возрастная группа школьников Америки совпадает с нашими детьми: с 6 лет первоклашки впервые садятся за парты, где они проводят все 12 лет обучения в школе.

Первый этап, ожидающий учеников 6–12 лет, — это начальная школа (elementary school). Ее задача — дать базу по разного рода предметам, таким как арифметика, чтение, музыка, письмо, история и т. д. Интересно, что нагрузка по дисциплинам напрямую зависит от степени IQ ребенка. Его определяют в начале учебного года, причем структура теста никак не зависит от уровня развития или подготовки ребенка. Эта процедура нацелена на выявление его способностей и по результатам теста формируются три разные группы:

Читать дальше  Программа для заполнения декларации енвд 2018

«А» — одаренные дети.

«В» — нормальные дети.

«С» — дети с низким уровнем способностей.

Такой подход к обучению помогает избежать «усредненности» учеников в классе, когда слабые учащиеся не дотягивают до нормы, а сильные недополучают нагрузку.

С седьмого класса начинается новый этап средней школы, которая, в свою очередь, делится на Junior High School и Senior High School. Первый период распространяется на 7–9 класс, и уже тогда вводится практика выбора некоторых предметов по усмотрению ученика. Главную же программу обучения все еще занимают основные дисциплины.

Последние два года высшей средней школы готовят учеников для поступления в колледжи, поэтому учебная программа корректируется под академическую и практическую среду. Обязательные предметы сокращаются до пяти дисциплин, а остальной набор программ ученик выбирает сам, ориентируясь на профиль выбранного вуза.

Американская система обучения рассматривает среднюю школу как начало будущей карьеры человека. Поэтому уже с 9 класса школа делится на «академическую», «профессиональную» и «многопрофильную». Наиболее способные ученики занимаются по специальным «университетским курсам», по окончании которых выдается небольшой бонус при поступлении в вузы — рекомендательное письмо.

Определиться с направлением своего курса помогает специальный тест (IQ) в начале 9 класса. Так, при результате ниже 90 баллов рекомендуется выбрать профессиональный практический курс, где большинство занятий проводится в мастерских или в гараже. А показатель выше 130 прогнозирует успешное поступление в вуз, к чему и готовит «академический профиль».

Система оценивания уровня знаний в разных штатах выглядит по-разному. Самый распространенный вид — с буквенными обозначениями:

А (93–100) — высокий уровень.

В (85–92) — выше среднего.

С (75–84) — средний.

D (65–74) — минимальный.

F (0–64) — неудовлетворительный.

Современная система американского оценивания появилась в 1897 году в штате Массачусетс. Изначально последней буквой значилась Е, но уже в период Второй мировой войны укоренилась буква F (от слова fail).

Внутренний классный срез знаний проводится каждую неделю. Дважды в семестр сдается итоговый тест. Ежегодно ученики подвергаются проверке на определение умственных способностей.

Школьники сдают тест

После 12-летнего обучения юноши и девушки получают диплом о среднем образовании, который, кстати, не всегда по среднему баллу проходит. Главное, на что обращают внимание в приемной комиссии, — это качество выбранных академических курсов, и чем они сложнее, тем лучше для абитуриента.

Высшее образование в России и США

Высшая школа России представлена рядом университетов, академий, консерваторий, институтов и профессиональных высших школ. Эти заведения рассчитаны на многоуровневую систему, благодаря чему каждая ступень обучения выпускает специалистов разной квалификации.

  • На первой ступени 2-годичной учебы присваивается неполное высшее образование.
  • Вторая ступень в четыре года дает базовое высшее образование (бакалавра).
  • Третья ступень разделяется на 5-летнюю программу подготовки специалиста, и 6-летний курс для магистра.
  • Завершающий этап учебы — подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке.

Преимущество американской программы высших заведений, безусловно, подкрепляется динамичностью развития в ногу с технологическими и социальными открытиями. Этот фактор заметно облегчает рутинные вопросы в жизни студентов и преподавателей, тем самым экономя их время.

Процедура поступления в высшие школы США имеет довольно своеобразную специфику. Одни вузы зачисляют абитуриентов по результатам экзамена SAT и дипломным оценкам, другие ориентируются на личные достижения ученика. Позитивным моментом для выпускника есть тот, что документы во многих вузах подаются только на само поступление. И уже после зачисления студенту разрешается выбрать свой факультет.

Обычно первые два года высшей школы посвящены общеобразовательным дисциплинам. На каждый предмет выдается определенное число кредитов, и университеты устанавливают их минимальное количество. Такой подход позволяет американскому студенту самостоятельно выбрать специализированные предметы и составить свой индивидуальный график.

При проведении параллели между образованием двух держав складывается такая картина:

  1. Нагрузка на студента в российских вузах существенно выше, чем в американских колледжах.
  2. Предлагаемые дисциплины в российских вузах являются обязательными для всех студентов. Американские колледжи предоставляют свободу выбора по специализированным предметам. В некоторых случаях разрешается выбирать преподавателей и время проведения занятий.
  3. На выходе российского университета получаются специалисты широкого профиля, тогда как их западные коллеги получают более углубленные знания в узкой специализации.
  4. Отличие американского образования от российского, с точки зрения студента, заключается в активном поощрении самостоятельной работы вместо банальной выдачи теоретических знаний. Студентами принято во время занятия вступать в активный диалог с преподавателем, тогда как лекции в России больше проходят как запись конспекта под диктовку.
  5. Российские технические специалисты занимают лидирующие позиции в сравнении с выпускниками колледжей США данной области. Чего не скажешь о юридическом образовании, уровень которого значительно выше в американских высших школах.
Читать дальше  Что лучше погасить основной долг или проценты

Немаловажным фактором высокого рейтинга вузов США служит заинтересованность частных компаний в финансировании исследовательских институтов. Такое положение существенно влияет на уровень преподавателей университета и их стремление лично заняться научно-исследовательской работой. В России же исследовательская деятельность проводится только в НИИ за государственный счет.

Расписание одинаковое каждый день, обычно это 6 или 7 уроков. Как правило, дети учатся с 7:50 до 15:00. К тому же, есть перерыв на ланч!

Во время ланча можно выходить из школы и покупать еду в местных кафе. Это сделано не просто так. Во-первых, ты не можешь покинуть школу без специальной lunch card, а чтобы ее получить, нужно иметь хорошие оценки. Во-вторых, это помогает поддерживать местную экономику: вы только подумайте, 700 голодных студентов на целых 40 минут выходят в city downtown.

Школьные клубы и организации

Школьная жизнь разнообразна. Чем больше школа, тем больше в ней различных клубов разных направленностей. Например вы можете записаться на такие занятия, как волонтерство, помощь бездомным животным, «Смотрим и обсуждаем фильмы», клуб писателей и многие другие.

Уроки и система оценок

Система оценок очень интересная. Во-первых, она целиком занесена в компьютер. Это позволяет избежать личных отношений между учеником и учителем. Во-вторых, каждая работа, домашнее задание и бумажка, принесенные в школу, обязательно будут учтены! Если не выполнил – получаешь 0. Система 100-бальная, но можно получить и больше, если выполняешь дополнительные задания.

Здесь все зависит от того, насколько большая школа. Как правило, дети в школах очень заинтересованы в занятиях спортом, но чтобы им заниматься, нужно иметь хорошие оценки! Тренировки проводятся прямо в школе сразу после уроков, так как здесь есть и бассейн, и несколько спортивных залов, и тренажрка, и даже поле для гольфа!

Pass system and absence

За опоздания дают специальные карточки, которые не приведут ни к чему хорошему. Если надо выйти из класса, даже в restroom (!), на стене висит особый pass, его и берешь с собой, что означает, что ты не просто так гуляешь по школе. Чтобы выйти из школы во время занятий, тоже нужна специальная бумажка.

В некоторых школах нельзя выпуститься без волонтерства. Как правило, это около 40 часов. Но большинство ребят записываются в соответствующие кружки и делают даже больше, так как волонтерство тут очень распространено.

1. У американских школ больший разброс в качестве, чем у российских — от супер хороших школ до очень плохих. В России тоже разброс, но по-моему причина иная: городские школы в среднем лучше сельских и поселковых. В США же в мегаполисах вроде Нью-Йорка или Чикаго школы хуже, чем в маленьких городках. В моем Манчестере-на-Море с 5600 жителей школа одна из лучших в штате Массачусетс. Многие переселяются сюда из-за школы. Качество школ напрямую влияет на стоимость домов. И далее замкнутый круг: чем дороже дома, тем больше налогов с недвижимости, большая часть которых идет на поддержание школ. Школы на местном бюджете.

2. Федеральное правительство не имеет права вмешиваться в школьное образование. Министерство образования играет роль скорее консультационную. Ни запретить школам что-то делать, ни обязать министерство не может. Главный орган, контролирующий работу школы, — Родительский комитет (School Board); и TPA – Teachers-Parents Association (с недавнего времени: Parent-Teacher-Student Association, PTSA).

3. Выборы в School Board происходят в городе в рамках выборов органов городского самоуправления. Борьба за место в School Board довольно серьезная, с плакатами и агитацией за «своего» кандидата. Члены School Board не получают денег, как и большинство сотрудников органов местного самоуправления. School Board определяет жизнь школы.

4. Государственные школы страдают от диктата профсоюзов учителей, которые, защищая интересы учителей всех без разбора; уволить плохого учителя очень трудно, практически невозможно. Дo меня доходили слухи, что школы подчас платят плохим учителям зарплату и придумывают им разные занятия, не допуская к детям, так как их нельзя к детям допускать, но и уволить их очень сложно и дорого. Замучаешься судиться….

4. Частные школы стоят дорого, но примерно 1/3 получает стипендии. Качесто некоторых частных школ «зашкаливает». Например, легендарная Philips Academy, основанная в 1778 г. потягается на равных с лучшими университетами по оснащенности и уровню преподавания. “Philips Academy is a high school that stands ready to meet, match, and expand the minds and passions of some of the brightest students in the nation and the world. We have a roster of 300 courses, more than 150 electives, and opportunities for pursuing independent study and study abroad projects. Because of our size, Andover offers enormous depth and breadth of activity and opportunity while still feeling like a personal place.”

5. Чартерные школы: их можно назвать «авторскими». Собирается команда, пишет заявку. Если план и программу одобрят в штате, то они получают зданиe, которое нередко требует ремонта. Иногда его ремонтируют вместе дети, родители и учителя. Вместе нередко создают и компьютерные классы, и лаборатории, и кино, и телестудии. Чартерные школы не подотчетны штатским органам управления образованием хотя и финансируются штатом, поэтому там бесплатное обучение. Это позволяет чартерным школам экспериментировать. Нередко в классах учатся дети разных возрастов; но стараются при этом осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику; в том числе и по способностям.

Читать дальше  Нормы потребления холодной воды в частном доме

6. Дисциплина: в школах, особенно в младших классах, нет звонков и перемен. Выйти из класса можно в любое время с разрешения учителя. В целом школьников уважают и это чувствуется.

6. Чему учат: готовят к успешной жизни после школы… В СССР, и по-моему в России тоже, готовят как правило к успешной жизни в школе

И это две большие разницы.

Я провела пять недель в качестве студента по обмену в Высшей Южной Школе города Блумингтона (штат Индиана), и, разумеется, постоянно сравнивала это учебное заведение с моей среднестатистической российской школой. Могу рассказать о некоторых различиях. Как справедливо заметил комментатор выше, разброс в качестве и типах школ там огромный, то есть в соседнем штате или даже округе все могло быть абсолютно иначе.

1) Организация расписания. Ученик выбирает себе на семестр по пять предметов, и каждый день посещает одни и те же занятия. То есть, получает по пять часов (час, кстати, не академический, а обыкновенный, по 60 минут), каждый день.

2) Расписание звонков: У всех учеников школы всегда по пять уроков. Перемены по пять-десять минут (преступно мало, потому что высшие школы по размерам напоминают то ли торговый центр, то ли библиотеку-лабиринт из «Имени розы»). Между вторым и третьим уроком есть так называемый Panther Plus (по нашему — час самоподготовки), ученик может провести его у любого преподавателя, у которого обучается в этом семестре, чтобы задать какие-то вопросы/переписать работу/доделать домашнее задание. Кстати говоря, я видела парня, который играл на гитаре, и девушку, смотрящую сериалы в этот час, никто их не прерывал. Либо перед , либо после, либо в середине третьего урока класс с преподавателем шел в столовую (насколько я поняла, такое разграничение тоже сделано для того, чтобы как-то разделить огромный поток учащихся).

3) Интерактив. У всех учителей есть компьютеры, использующиеся каждый урок, но подобное внедрено уже и в крупных российских городах. Но компьютерные технологии пошли дальше: каждому ученику выдают ноутбук (очень боялась, что с ним что-то случится и в конце семестра заставят выплачивать огромный штраф, но обошлось). На всей территории школы есть вай-фай. Социальные сети типа Фейсбука не заблокированы, а вот многие российские сайты (типа Сноба и Яндекса) почему-то попали в реестр запрещенных с пометкой «порно». С помощью компьютеров человек может что-то искать для своего ответа, иногда прямо на уроке давали задание в духе «делайте презентацию по группам», мы открывали Google Slides и начинали работать в классе. Разумеется, доставать их без разрешения учителя не поощрялось.

4) Более спокойное отношение со стороны учителей. В начале обучения наша учительница по литературе (миссис Тости, вы, конечно, это не читаете, но вы великолепны) раздала нам что-то вроде правил поведения и выполнения работ в ее классе, и там был указан достаточно большой диапазон санкций (от звонка родителям до каких-то бесед с администрацией), поэтому я даже напряглась, чтобы по неопытностинепониманию где-то не налажать. Но все оказалось проще, если человек не хочет идти на контакт или не сдает каких-то работ, от него, вероятно, просто отстанут. За невыполненные работы там без лишних уговоров ставят ноли, и это плохо влияет на общий балл к концу семестра, за который уже действительно приходится отчитываться. Как показал один случай, выгнать из школы там куда проще, чем в России, а при условии, что Высших школы в Блумингтоне всего две. Словом, действенная мотивация.

5) Клятва флагу:) Да, она существует. В первый день я, еще не очень-то влившаяся в языковую среду, даже не поняла, что происходит: голос из динамиков завещал что-то нечленораздельное, но неизменно торжественные, и люди встали буквально на 30 секунд. Единственные ассоциации у меня тогда возникли с телепузиками, бегущими куда-то на зов своего динамика, так что я поспешила спросить, что произошло у своей принимающей семьи. Но там кто учился в Австралии, кто в частной школе, и история эта прояснилась лишь тогда, когда я прокачала свой навык аудирования. Словом, ежедневно в девять часов утра есть там такая традиция. Самые патриотичные встают и кладут руку на сердце (меня, естественно, класть руку на сердце никто не попросил), но, что интересно, многие из моих одноклассничков вообще ухом не вели на эту церемонию, я уж молчу про встать и клясться. И никто им ничего не говорил — как я уже писала, отношение учителей к подобному там проще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector